РП Литература 6 класс

ГКОУ РД «Согратлинская средняя общеобразовательная школа Гунибского района»
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»
____________Толбоева А.М.
«31» _августа_2021г.

Лаварсланова Л.Г.
«31» _августа_2021г.

Рабочая программа
По русской литературе 6 класса
2021-2022г.

В неделю-3ч.
Всего -102ч.
Учитель-Омаров.А.М.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией
В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые
определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебнотематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
1.
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
2.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
3.
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
4.
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и
истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и
историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится
важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным,
2

воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно
стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость
активизировать художественноэстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому
восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны
классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель
литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими
высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри
первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с
первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских
умений, развития культуры устной и письменной речи.
Г лавная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неѐ к
русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров
фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений,
отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков
выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и
письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для
самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 ч
В результате изучения литературы ученик должен знать:
1.
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
2.
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
3

3.
4.

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:

5.
работать с книгой
6.
определять принадлежность художественного
литературных родов и жанров;

произведения к одному из

7.
выявлять авторскую позицию;
8.
выражать свое отношение к прочитанному;
9.
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения;
10.
владеть различными видами пересказа;
11.
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
12.
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской
позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Эстетическое значение обрядового фольклора
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и
выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)

4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня
«Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение
невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит
стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей
природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя
дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть.
Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный
прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и
мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и
несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви
Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им
Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто нации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в
лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз меры стиха (начальные понятия).
Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость,
любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые
5

чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой
жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у
березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный
характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем
природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти
ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской
жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. На род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной
поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин.
Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая
насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.
Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный
град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния
в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
6

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл
названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие
чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность,
доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис
пользования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного
достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной
бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с
эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

7

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об
Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия
Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель,
любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой,
отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся
устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в
произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира
как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком...». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила.»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист.»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие.»
1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
8

Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
A. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
B. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
A. А. Лиханов. «Последние холода».
B. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
9

Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Планирование прохождения программы:
Содержание
Введение
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из литературы XVIII века
Из литературы XIX века
Из литературы XX века
Из зарубежной литературы
Итого:

Кол-во часов
1
4
1
2
47
30
17
102

В том числе
развитие речи
1
8
5
1
15

Внеклассное
чтение
1
6
3
6
16

Контрольные
работы
1
2
1
1
5

10

Тематическое планирование по предмету «ЛИТЕРАТУРА»6.класс.
№п
/п

Тема урока

Планируемые результаты
Предметн ые Метапредметные
результат ы результаты

1

2

3

4

Художественное произведение. Содержание и Понимать
форма. Автор и герои. Прототип. Авторская связи
в
позиция. В.Б. Шкловский «В дорогу зовущие» литературн
ых
произведен
иях

Деятельность
учащихся

Вид
контроля

Личностные
результаты

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ - 1 ч
Уметь определять Воспитать
понятия создавать любовь и
обобщения
уважение к
Отечеству,
чувство
гордости за
свою Родину.
Прошлое и
настоящее
народа России.

Дата
План

Примечание
Факт

Выразительно е Вн. чт.
чтение и
обсуждение
статьи,
В
дорогу
зовущие..

Раздел 2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 4 ч
Чтение
и
УНТ. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Приобщать к Уметь осознанно
духовноиспользовать
Формироват ь обсуждение
способность к статьи.Вырази
нравственн речевые средства
учению.
ым ценностям для выражения
тельное чтение
Формирован ие песен.
русской
своих чувств
основ
литературы
экологическ ой
культуры.
Формировать
Формироват ь Объяснение
УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр Понимать
целостное
различения
русское слово развитие
фольклора, их народная мудрость.
компетентности
мировоззрен пословицы и
его
ие.
поговорки.
эстетическо й
функции
Загадки как малый жанр фольклора.
Толкование
К.Р
Осваивать
Афористичность загадок.Тест
прямого
и
социальные
переносного
нормы,
смысла загадок
правила
поведения в
группах.

11

5

6

7

8

Владеть основами
Урок - "посиделки". Русский фольклор. Уметь
пересказыв
самоконроля
Подготовка к сочинению "В чѐм красота и
ать
используя
мудрость русских обрядов?"
фольклор

Формироват ь Составление
РР
осознанное
плана ответов на
уважительно е проблемные
отношение к вопросы
другому
человеку, его
мнению.
Раздел 3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 1 ч
Русские летописи. «Повесть временных лет», Уметь
Развивать мотивы и
Выразительно е
«Сказание
о
белгородском
киселе». анализиров ан
интересы
чтение
Исторические события и вымысел. Отражение произведен ие познавательной
Формироват ь летописного
чувство
народных идеалов в летописях.
деятельности
сказания .
ответственно
сти
и
гордости за
знание истории
культуры
своего народа.
Раздел 4. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХУШ ВЕКА - 2 ч
Русские
басни.
Слово
о Уметь
Развивать
Развивать
Выявление
баснописце.И.И.Дмитриев
формулиро смысловое чтение моральное
иносказательн
вать
сознание и
ого смысла
собственно е
компетентно
отношение к
сть
в
произведен
решении
ию
моральных
проблем.
. «Муха». Осуждение безделья, лени,
хвастовства. Аллегория и мораль в басне.
Особенности языка XVIII столетия.

Уметь осознанно
использовать
речевые средства

Развивать
эстетическое
сознание через
освоение
художествен
ного наследия
России.

Поиск
толкований
терминов<,ал
легория>.<<м
ораль>><<оли
цетворение>>

12

____ __________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА - 47 ч
9
Уметь определять Формироват ь Выразительно е
И. А Крылов. Слово о баснописце. "Листы и Уметь
понимать
понятия
ответственно е чтение басен.
корни". Роль власти и народа в достижении
русское
слово
отношение к
общественного блага.
в его
учению
эстетическо й
готовность и
функции
способность к
саморазвити ю
на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

10

И. А Крылов. "Ларчик". Критика мнимого
"механики мудреца" и неумелого хвастуна.

11

И. А Крылов. "Осѐл и соловей". Комическое Обучать
изображение "знатока", не понимающего пересказу
истинного искусства. Развитие понятия об текста
аллегории.

12

Подготовка к домашнему сочинению "Что Обучать
написанию
осуждается в русских баснях?"
сочинений

13

Уметь создавать
обобщения
устанавливать
аналогии

Истолкование
аллегории и
Формироват ь морали.
способность
вести диалог.
Формироват ь Выразительно е
способность чтение басни .
вести диалог.

Р.р.

Составление
Формироват ь плана ответов на
способность проблемные
вести диалог. вопросы .
Развивать
Чтение
и
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение Формулиро Уметь
вать
формулировать
свое
эстетическое
обсуждение
"Узник" как выражение вольнолюбивых
сознание через статьи
устремлений
поэта.
Обучение собственны е мнение
мысли
освоение
.Выразительн ое
выразительному чтению.
художествен чтение.
ного
произведени я.

13

14

А.С. Пушкин. "Зимнее утро". Тема и Обучать
поэтическая
идея
стихотворения.
Роль анализу
композиции
в
понимании
смысла текста
стихотворения. Подготовка к домашнему
сочинению по анализу стихотворения "Зимнее
утро".

Формировать
компетентностьв
области
информационных
технологий

Воспитывать Коллективны й РР
патриотизм
диалог
любовь
и .Поиск цитат.
уважение к
Отечеству .

15

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении Уметь
"И.И. Пущину". "Чувства добрые" в лирике понимать
А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. авторскую
позицию
"Зимняя
дорога".
Изображение
действительности
и
внутреннего
мира
человека.

Уметь владеть
основами
самоконтроля

Формироват ь Выразительно е
умение
чтение
дружить,
.Выявление
делать
лирического
осознанный
послания
выбор
в
поступках.

16

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как Понимать
средства создания художественных образов в авторскую
позицию
лирике А.С. Пушкина.

17

А.С. Пушкин. Цикл "Повести Белкина". Умение
"Барышня - крестьянка". Сюжет и герои пересказыв
повести. Роль антитезы в композиции повести. ать текст,
создавать
монолог

18

А.С. Пушкин. Пародия на романтические темы Умение
и мотивы в повести "Барышня - крестьянка". анализиров
"Лицо и маска" героев повести. Роль случая в ать
художестве
композиции произведения.
нное
произведен
ие.
А.С.
Пушкин.
"Выстрел".
Мастерство Учить
композиции повести. Три выстрела и три составлять
план.
рассказа о них.

19

Воспитывать Поиск
любовь
к литературных
чтению
понятий .
художествен
ных
произведени й.
Формировать
Развивать
Чтение
и Вн. чт.
навыки смыслового моральное
обсуждение
чтения
фрагментов
сознание,
формировать повести .
нравственно е
поведение.
Осваивать
Коллективны й
правила
диалог.Поиск
поведения на примеров
основе
антитезы.
личностного
выбора.
Уметь использовать Прививать
речевые средства
любовь
чтению.

Составление
к плана
к
содержанию
повести .

Вн. чт.

14

А.С. Пушкин. "Дубровский". Картины жизни Понимать
русского барства. Конфликт А.Дубровского и отдельные
эпизоды,
КирилыТроекурова.
составить
коллективн
ый монолог
А.С.Пушкин.
"Дубровский".
Протест Уметь делать Уметь создавать
Владимира
против
несправедливых словесные
обобщения
порядков, произвола и деспотизма.
зарисовки

Воспитывать
чувство
ответственно
сти.

22

А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода Понимать
"Пожар в Кистенѐвке". Роль эпизода в повести. авторскую
позицию,
анализиров
ать эпизод

Уметь строить
логическое
рассуждение

23

Романтическая
история
любви Обучать
В.Дубровского и М. Троекуровой. Авторское пересказу
отношение к героям. Обучение устному текста
рассказу. Развитие понятия о композиции
художественного произведения.

Формировать
развитие
компетентности

Составление
Развивать
цитатного плана
моральное
к
сознание
на
эпизоду.
основе
личностного
выбора.
Развивать
Пересказ.Рабо РР
заботливое и та со словарем.
уважительно е
отношение
к
близким.

24

Подготовка к домашнему сочинению "Защита Составлять
человеческой личности в повести А.С. вопросы по
теме
Пушкина "Дубровский".

Уметь
выводы

25

Тестирование по творчеству А.С. Пушкина.

26

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Тучи".
Основное
настроение
и
композиция
стихотворения,
особенности
поэтических
интонаций.

20

21

Уметь
работать с
тестами

Чтение
пересказ.

и

Формироват ь Выразительно е
уважительно е чтение
и фрагментов
заботливое
отношение
к
близким.

делать

Составление
РР
Формироват ь плана
ответственно е Коллективны й
отношение
к диалог.
учению.
Уметь осознанно
Составление
К.Р.
использовать знания Формироват ь ответов на
ответственно е вопросы.
отношение
к
учению.
Уметь определять Воспитывать Выразительно е
понятия
любовь
и чтение
уважение
к
отечеству,
чувство
ответственно
сти и долга
перед

15

27

Родиной.
Обучать
Прививать
М.Ю. Лермонтов. Антитеза как основной Обучать
выразитель
смысловому
чтению
любовь к
композиционный приѐм в стихотворениях
ному
чтению
выразительн
"Листок", "Утѐс", "На севере диком..."
ому чтению.
Особенности выражения темы одиночества.

28

Обучение анализу одного стихотворения на Уметь делать
анализ стиха
примере стихов М.Ю. Лермонтова.

29

М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема красоты,
гармонии человека с миром.

30

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Знать
размеры
Поэтическая интонация.
стиха,
различать их

31

Классное
сочинение
"Моѐ
стихотворение М.Ю. Лермонтова.

32

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл Обучать
рассказов
"Записки
охотника"
и
их пересказу
текста
гуманистический пафос.

любимое

Выразительно е
чтение .

Коллективны й РР
Освоение
диалог.
правил
поведения при
работе
в
группах.
Уметь использовать Формироват ь Выразительно е
речевые средства
доброжелате чтение.
льное
отношения, его
мнению.
Формировать
компетентность в
области
информационных
технологий

Развивать
Выразительно е
моральное
чтение
осознание
и
компетентно
сть
в
решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора.
Уметь
Формироват ь Составление
РР
формулировать свое
навыки плана
по
мнение
самостоятель вопросам.
ной работы.
Прививать
Чтение.
чувства
Пересказ.
патриотизма к
Отечеству.

16

33

И.С. Тургенев. "Бежин луг". Духовный мир
крестьянских детей. Народные верования и
предания. Юмор автора.

Обучать
Формироват ь Создание
смысловому чтению уважительно е собственных
и иллюстраций.
доброжелате
льное
отношение к
другому
человеку.

34

И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Обучать
Роль картин природы в рассказе "Бежин луг". словесному
рисованию

35

И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа.
Портреты героев как средство изображения их
характеров.

Уметь использовать Прививать
речевые средства
любовь и
бережное
отношение к
природе.
Обучать
Прививать
смысловому чтению любовь и
бережное
отношение к
природе.

36

Н.В. Гоголь "Старосветские помещики".

37

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья".
Особенности изображения природы в лирике
поэта.

38

Ф.И. Тютчев. "С поляны коршун поднялся..." Обучать
Судьба человека и судьба коршуна. Роль выразитель
ному чтению
антитезы в стихотворении.

Уметь
составлять
план

Пересказ
изученного
рассказа. Чтение
по
ролям.
Устное
РР
рецензирован ие
выразительно го
чтения
одноклассник
ов.

Развивать
Пересказ от
эстетическое лица героев.
сознание через
художествен
ное
произведени е.
Уметь строить
логическое
рассуждение

Прививать
любовь и
бережное
отношение к
природе.
Формироват ь
навыки
личностного
выбора.

Вн. чт.

Создание
собственных
иллюстраций.
Поиск
незнакомых
слов
определение из
значения.

17

39

Ф.И. Тютчев. "Неохотно и несмело..."
Обучение анализу одного стихотворения.

Формировать
компетентность в
области
информационных
технологий

40

А.А. Фет. Слово о поэте. "Ель рукавом мне Обучать
тропинку завесила...", "Опять незримые словесному
усилья...".
Природа
как
воплощение рисованию
прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

Уметь использовать Прививать
речевые средства
любовь к
природе.

41

А.А. Фет. "Ещѐ майская ночь". Переплетение и
взаимодействие тем природы и любви.

42

А.А. Фет. "Учись у них - у дуба, у берѐзы..." Уметь
Природа как мир истины и красоты, как определить
авторскую
мерило человеческой нравственности.
позицию

Уметь работать в
группе

43

Психологизм,
гармоничность
и
музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева
и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной
лирике. Подготовка к домашнему сочинению
по лирике поэтов.

Уметь отстаивать
свое мнение

44

45

Прививать
любовь и
бережное
отношение к
природе.

Воспитывать
бережное
отношение к
человеку.
Прививать
любовь к
природе.

Развивать
моральное
сознание в
решении
проблем
личностного
выбора.
Уметь использовать Прививать
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Уметь
знания
ответственно е
Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.А. сформулир
овать
ответы
отношение к
Фета.
на вопросы
учебе.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. "Железная
дорога". Картины подневольного труда.
Величие народа - созидателя.

Уметь определять
понятия

Выразительно е
чтение сказки
по ролям и
пересказ от лица
героев.
Составление
письменного
сообщение на
тему «Слово о
поэте»
Выразительно е
чтение.
Прослушиван ие
звукозаписи
стиха
в
актерском
исполнение.
Составление
РР
плана.
Выразительно е
чтение.

К.р.

Различение
видов рассказов.
Составление
письменного
сообщения на
рассказ по
выбору
Воспитывать По выбору:
ответственно е Создание
отношение к собственной
труду.
иллюстрации
или подбор

18

46

47

электронных
материалов.
Обучать
Н.А.
Некрасов.
"Железная
дорога".
Воспитывать Выразительно е
смысловому чтению ответственно е чтение стиха.
Обучать
Своеобразие композиции.
выразитель
отношение
к
ному чтению
труду.
Воспитывать Письменное,
Вн. чт.
Н.А.
Некрасов.
Историческая
поэма
патриотизм
краткое
"Дедушка". Декабристская тема в творчестве.
любовь
и содержание
уважение к
стиха.
Отечеству.

48

Н.С. Лесков. Слово о писателе. "Левша". Уметь
Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, анализиров
ать текст
патриотизм русского человека из народа.

Обучать
Воспитывать Аргументиров
смысловому чтению ответственно е ание своего
отношение
к мнения.
труду.

49

Изображение представителей царской власти в
сказе Н.С. Лескова "Левша". Бесправие народа.
Авторское отношение к героям повести.

50

Особенности языка повести Н.С. Лескова
"Левша".
Подготовка
к
сочинению
"Изображение лучших качеств русского народа
в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная
дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша".

Уметь
Формироват ь Создание
формулировать свое осознанное
собственной
мнение
уважительно е иллюстрации.
отношение
к
другому
человеку.
Обучать
Воспитывать Выразительно е
смысловому чтению чувство
чтение.
гордости
за Устные ответы
прошлое
и
на
настоящее
вопросы данные
наследие
на
народа России. уроке.

51

Н.С. Лесков "Человек на часах".

Обучать
словесному
рисованию

52

А.П. Чехов. Слово о писателе. "Пересолил",
"Лошадиная фамилия" и другие рассказы по
выбору учащихся.

Уметь работать в
группе

53

А.П. Чехов. "Толстый и тонкий". Разоблачение Формулиро
вать тему,
лицемерия в рассказе. Речь
идею

Формировать
компетентность в
области

Формироват
навыки
бережного
отношения
труду.
Развивать
осознанное
ответственно
отношение
поступкам.
Развивать
осознанное
ответственно

ь Пересказ от
лица героев.

Вн. чт.

к
Подбор
и электронных
е материалов о
к писателе.

Вн. чт.

Описание
и иллюстрации .
Выразительно

19

героев и художественная деталь как источник
юмора.

информационных
технологий

54

Уметь работать в
Урок-концерт.
Родная
природа
в Обучать
стихотворениях русских поэтов XIX века (Я.П. выразитель группе
ному чтению
Полонский, Е.А. Баратынский).

55

Художественные
средства,
передающие
состояния природы и человека в пейзажной
лирике (Е.А. Баратынский. "Весна, весна!",
"Чудный град...". А.К.Толстой. "Где гнутся над
озером лозы..."

56

57

Уметь строить
логическое
суждение

е отношение к е чтение по
поступкам.
ролям.
Прививать
любовь к
выразительн
ому чтению.

Выразительно
чтение стихов
выбранных по
желанию.

Прививать
любовь к
выразительн
ому чтению.

Выразительно е
чтение.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 30 ч
Обучать
Развивать
Беседа
о
А.П.
Платонов.
Слово
о
писателе. Обучать
словесному
смысловому
чтению
моральное
главных
и
"Неизвестный цветок". Прекрасное - вокруг
сознание и
второстепенн ых
нас. "Ни на кого не похожие" герои А.П. рисованию
компетентно героях
Платонова.
сть
в
решении
проблем на
основе
личностного
выбора.
Уметь работать в
Формироват ь Краткий
А.С. Грин. Рассказ о писателе. "Алые паруса".
группе
и
компетентно пересказ
Победа романтической мечты над реальностью
индивидуально
сть
в рассказа.
жизни".
общении со
сверстникам и.

58

Душевная чистота главных героев книги А.С. Найти
Грина "Алые паруса". Авторская позиция в авторскую
позицию
произведении.

59

М.М. Пришвин. Слово о писателе. "Кладовая
солнца".
Нравственная
суть
взаимоотношений Митраши и Насти.

Уметь строить свое
суждение
Формироват ь
уважительно е
и
заботливое
отношение
кдруг другу.
Обучать
Воспитывать
смысловому чтению любовь и
уважение к
Родине.

Беседа
о
главных
и
второстепенн ых
героев.

Коллективны й
диалог.

20

М.М. Уметь
анализиров
ать текст,
словесному
рисованию
эпизодов
М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Анализ Уметь
эпизода "Рассказ о ели и сосне, растущих составлять
план
вместе".

Уметь использовать Формироват ь Подбор
речевые средства
целостное
электронных
мировоззрен материалов на
ие.
тему «Образ
природы»

62

Особенности композиции и смысл названия
сказки - были М.М. Пришвина "Кладовая
солнца". Подготовка к сочинению.

Обучать
Развивать
смысловому чтению навыки
самостоятель
ной работы.

63

Классное сочинение "Человек и природа в
сказке М.М. Пришвина "Кладовая солнца".

60

61

64

Образ природы в сказке Пришвина "Кладовая солнца".

были

Уметь обобщать
мысли

Прививать
любовь
природе.

к

Выразительно е
чтение.
Аргументиров
ание своего
мнения.
Изложение по
рассказу.

Развивать
Рецензирован ие РР
навыки
сочинений
самостоятель одноклассник
ной работы.
ов.
Уметь использовать Воспитывать Выразительно е
Стихи
русских
поэтов
о
Великой Обучать
любовь
к чтение.
Отечественной войне. Слово о поэтах- выразитель речевые средства
ному
чтению
Отчизне.
фронтовиках. К.М.Симонов. "Ты помнишь,
Алеша,
дороги
Смоленщины..."
Н.И.Рыленков. "Бой шѐл всю ночь..."
Д.С.Самойлов. "Сороковые".

65

Патриотические чувства авторов и их мысли о
Родине и о войне. Обучение выразительному
чтению.

66

А. А.Лихачѐв. "Последние холода". Дети и
война.

67

В.П.Астафьев. Слово о писателе. "Конь с Уметь
розовой гривой". Картины жизни и быта создавать
сибирской деревни в послевоенные годы. диалоги,
монологи
Самобытность
героев
рассказа.
Нравственные проблемы рассказа.

Воспитывать
чувства
патриотизма.

Коллективны й РР
диалог.

Обучать
Развивать
Вн. чт.
смысловому чтению уважительно е Выразительно е
чтение.
отношение
кдруг другу. Прослушиван ие
звукозаписи.
Воспитывать Подбор
уважение
к дополнительн
мнению
ых материалов
другого
про писателя.
человека.

21

68

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой". Юмор
в
рассказе.
Особенности
использования
народной
речи
в
художественном произведении.

Обучать работе в
группах

Формироват ь Выразительно е
ответственно е
чтение.
отношение к Аргументиров
учению.
ание своего
мнения.

69

Подготовка к домашнему сочинению "Роль Уметь
речевых характеристик в создании образов ответить на
героев рассказа В.П.Астафьева"Конь с розовой вопросы
письменно
гривой".

Обучать
индивидуальной
работе

Формироват ь Пересказ.
навыки
самостоятель
ной работы по
тексту.

70

В.Г.Распутин. Слово о писателе. "Уроки
французского". Герои рассказа и его
сверстники. Отражение в повести трудностей
военного времени.

Развивать мотивы и Воспитывать
интересы любовь к
познавательной
родине.
деятельности

71

Нравственные
проблемы
рассказа Обучать
В.Г.Распутина "Уроки французского". Роль пересказу
учительницы Лидии Михайловны в жизни
мальчика.

Уметь разбирать
нравственные
проблемы

72

Классное сочинение "Нравственный выбор
моего
ровесника
в
произведениях
В.П.Астафьева и В.Г.Распутина.

Уметь строить свое Прививать
суждение
целостное
мировоззрен
ие.

73

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. "Звезда полей", Обучать
"Листья осенние", "В горнице". Тема Родины в выразитель
поэзии Рубцова. Человек и природа в его ному чтению
"тихой" лирике.

74

Ф.Искандер.
Слово
о
писателе. Уметь
"Тринадцатый подвиг Геракла". Влияние составлять
учителя на формирование детского характера. план

РР

Составление
плана ответов
данных на
уроке.

Формироват ь Участие в
навыки коллективном
личностного диалоге.
выбора
в
общении со
сверстникам и.

Прививать
любовь к
Отчизне.

Устное
РР
рецензирован ие
сочинений
одноклассник
ов.
Пересказ.

Обучать
Формироват ь Описание
смысловому чтению
навыки иллюстраций к
личностного рассказам.
выбора
в
общении со
сверстникам и.

22

Формироват ь Коллективны й
ответственно е диалог.
отношение к
учебе.

75

Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера
"Тринадцатый подвиг Геракла".

76

Контрольная работа по творчеству Н.А. Уметь
Некрасова,
Н.С.Лескова,
А.П.Чехова, ответить на
М.М.Пришвина,
литературе
о
Великой вопросы
письменно
Отечественной войне.

77

Родная природа в русской поэзии ХХ века.
А.А.Блок. Слово о поэте. "Летний вечер", "О
как безумно за окном..." Поэтизация родной
природы. Средства создания поэтических
образов.

78

С.А.Есенин. Слово о поэте. "Мелколесье.
Степь и дали...", "Пороша". Чувство любви к
родной природе и Родине. Способы выражения
чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение
выразительному чтению.

Прививать
любовь к
природе.

Участие в
коллективной
работе.

79

Уметь владеть
А.А.Ахматова. Слово о поэте."Перед весной Обучать
бывают дни такие..."Обучение анализу одного выразитель основами
ному чтению самооценки
стихотворения.

Прививать
любовь к
Родине.

Чтение статьи
учебника.

80

Подготовка к домашнему сочинению
анализу лирики А.А.Ахматовой.

81

К.Кулиев. Слово о поэте. "Когда на меня
навалилась беда...", "Каким бы ни был малым
мой народ..." Тема Родины и народа. Язык,
поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

по Уметь
составить
план

Уметь использовать Развивать
знания
моральное
сознание и
компетентно
сть
в
решении
проблем.
Обучать работе в
Прививать
группах
любовь к
природе.

Уметь использовать Формироват ь
знения
навыки
бережного
отношения к
природе.
Развивать
чувство
патриотизма,
любви
и
уважения к
Отечеству.

Выразительно е К.Р
чтение стихов.

Выразительно
чтение
по
ролям.

Пересказ.

РР

Подготовка
Вн. чт.
дополнительн
ых материалов о
поэте.

23

82

Г.Тукай. Слово о поэте." Родная деревня",
"Книга". Любовь к малой родине, верность
традициям народа. Великая роль книги в жизни
человека.

83

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ Обучать
пересказу
"Срезал". Особенности героев Шукшина.
текста
Рассказ "Критики". Образ "странного" героя в
творчестве Шукшина.

84

Обучать
Развивать
смысловому чтению чувства
патриотизма
любви
и
уважения к
Отечеству.
Уметь
делать Прививать
выводы
любовь к
труду.
Воспитывать
чувство
патриотизма.

Выразительно е Вн. чт.
чтение по
ролям.

Нравственная
оценка героев
рассказа.
Пересказ от
имени героя.

85 Поэзия русских поэтов 20 века. Тестирование.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 17 ч.
Выразительно е
чтение.
Обучать
Формироват ь Устное
Вн. чт.
смысловому чтению ответственно е рецензирован ие
отношение к выразительно го
обучению.
чтения
одноклассник
ов.

86

Понятие о мифе. Мифы Древней Греции.

87

Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия»,
«Яблоки Гесперид». Геродот.

88

Уметь работать в
Геродот. Слово о писателе и историке. Обучать
"Легенда об Арионе". Отличие мифа от сказки. выразитель группе и
ному чтению индивидуально

89

Гомер. Слово о Гомере. "Илиада" и "Одиссея"
как героические эпические поэмы. Понятие о
героическом эпосе (начальные представления).

Формироват ь
ответственно е
отношение к
учению.
Развивать
эстетическое
сознание через
художествен
ное

Подбор
электронных
материалов про
писателя.
Составление
письменных
характеристик
героя.

Вн. чт.

24

произведени е.
90

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. "Дон Уметь
Кихот". Проблема истинных и ложных выделить
идеалов. Герой, живущий в воображаемом главные
вопросы
мире.

Уметь создавать
обобщения

Перессказ от
лица героя.

91

"Дон Кихот" как пародия на рыцарские
романы.

Обучать работе
Развивать
индивидуально и в эстетическое
группах
сознание через
освоение
художествен
ного
произведени я.

Устное
рецензирован ие
выразительно го
чтения
одноклассник
ов.

92

М.СервантесСаведра.
"Дон
Кихот".
Народное понимание правды жизни как
нравственная ценность. Образ СанчоПансы.

Формироват ь
компетентно
сть
в
общении со
сверстникам и.

93

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада
"Перчатка".
Проблемы благородства,
достоинства и чести.

Уметь
выводы

94

П.Мериме.
Новелла
"МаттеоФальконе".
Конфликт
естественной жизни
и
цивилизованного общества. Романтизм и
реализм в произведении.

Обучать
Прививать
смысловому чтению любовь к
художествен
ному слову.

95

М.Твен.
"Приключения
ГекельберриФинна".Дружба Тома и Гека. Их
поведение в критических ситуациях.

Развивать
доброжелате
льное
отношение к
другому
человеку, его
мнению.

96

М.Твен. "Приключения Гекельберри Финна".
Том и Гек: общность и различие.

делать

Уметь
формулировать свои
мысли

Вн. чт.

Создание
собственных
иллюстраций к
рассказу.

Чтение статьи
учебника.

Беседа
о Вн. чт.
главных
и
второстепенн ых
героях
баллады.
Участие в
коллективном
диалоге.

Вн. чт.

Нравственная
оценка героя.

25

Краткий
Формироват ь пересказ
компетентно рассказа.
сть
в
общении.
Прививать
Пересказ о
любовь к
писателе.
художествен
ному слову.

97

М.Твен. "Приключения Гекельберри Финна".
Средства создания комического. Юмор в
произведении.

98

Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе.
"Маленький
принц"как
философская сказка-притча.

Обучать работе в
группах

99

А.де Сент-Экзюпери. "Маленький принц".
Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о
естественных отношениях между людьми.
Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

Формировать
развитие
компетентности в
области
использования
информационных
технологий

100

Письменный ответ на вопрос "Что изменило во Уметь
выделить
мне изучение литературы в 6 классе?"Тест
главные
вопросы.

Уметь использовать Формироват ь Составление
знания
навыки развѐрнутого
рассуждения устного
и
со сверстникам письменного
и.
ответа.

101

Урок-праздник "Путешествие
Литературы 6 класса".

102

Задания для летнего чтения. Итоговый урок

по

стране

Развивать
эстетическое
сознание через
художествен
ное
произведени е.

Вн. чт.

Беседа
о
главных
и
второстепенн ых
героях.

К.Р

Презентация и РР
защита
иллюстраций к
сказке.

103

26

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Печатные издания.
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2014.
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2013.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Дополнительная литература:
1)
Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.
Москва «ВАКО» 2011
К учебникам - хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)
2)
Конспекты уроков для учителя литературы. 6 - 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина,
И.А.Виноградов и др.
М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011
3)
В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание
Москва «Просвещение» 2012
4)
Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.
Москва «Просвещение» 2011
27

5)
В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 6класс.
Москва «Просвещение» 2009
6)
Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историколитературные очерки.
Москва «Классик Стиль» 2011
И.И.Аркин Уроки литературы в 5 - 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя
Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996
7)
Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 - 6 классы
Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2010
Календарно-тематическое планирование.
Учебник:
Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В двух частях. Под редакцией В. Я. Коровиной.
Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлѐв, В.И. Коровин.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Приложение №1
Тематическое планирование в ФГОС ООО
Модуль «Школьный урок»
Русский язык и литература»
Пояснительная записка
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству , прошлое и настоящее многонационального
народа России ;осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Воспитание духовно –нравственной личности , формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.
28

Дела, события, мероприятия

Классы

Международный
день распространения
грамотности
125 лет со дня рождения Гончарова

5-9

Ориентировочное
время проведения
8 сентябрь

Ответственные

5-9

11(24) сентябрь

Учитель Омаров А.М.

Международный день школьных библиотек

5-9

25 октябрь

Учитель Омаров А.М

День народного единства

5-9

4 ноябрь

Учитель Омаров
АМ

Учитель Омаров А.М.

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(963) 417-55-77

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».