ГКОУ РД «Согратлинская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»
____________Толбоева А.М.
«31» _августа_2021г.
Лаварсланова Л.Г.
«31» _августа_2021г.
Рабочая программа
По русской литературе 9 класса
2021-2022г.
В неделю-3ч.
Всего -102ч.
Учитель-Омаров.А.М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Закона « Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по литературе,
утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089
3. Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312
от 09.03.2004г.
4. Программы основного общего образования по литературе, авторской программы под редакцией В.Я Коровиной – М.:
Просвещение, 2009 год.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями Министерства образования и науки на 23 января 2016г.)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией
В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных
заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2013г.)
На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Учебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю)
№ п\п
Название раздела
Кол-во
В том числе:
часов
уроки
1.
Введение
1
1
2.
Древнерусская литература
3
2
3.
Литература XVIII века
9
9
4.
Русская литература XIX века
58
53
5.
Русская литература XX
25
23
6.
Зарубежная литература
6
6
Итого
уроки развития речи
контрольные работы
1
4
1
2
102
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и
новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории
литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и
зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина,
А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.НекрасоваА.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский,
Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой,
Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.
В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:
Слово как жанр древнерусской литературы
Ода как жанр лирической поэзии
Жанр путешествия
Начальные представления о сентиментализме
Развивается представление о балладе
Начальное представление о романе в стихах
Развивается понятие реализм
Развивается понятие о трагедии как жанре драмы
Начальное представление о психологизме художественной литературы
Начальное представление о психологическом романе
Понятие о герое и антигерое
Понятие о литературном типе
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме
Развивается представление о жанровых особенностях рассказа
Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения
Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического
мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста,
понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи
учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию
линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от
другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное
восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
воспроизводить содержание литературного произведения;
правильно, бегло и выразительно читать вслух;
определять род и жанр произведения;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Методы обучения:
*ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
*ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
*ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;
*ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе за курс IХ класса
Учащиеся должны знать:
1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
2. Тексты художественных произведений.
3. Сюжет, особенности композиции изученных произведений.
4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм.
6. Изобразительно-выразительные средства языка.
7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительновыразительных средств языка.
5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
6. Обосновывать своѐ мнение о произведениях и героях.
7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
9. Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).
10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-программные материалы:
1) Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва.
Дрофа. 2006г.
2) Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С.
Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2009
Учебно-теоретические материалы:
1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И.
Коровина – М.: Просвещение, 2013
2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004
Учебно-практические материалы:
1. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003
2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003
Учебно-справочные материалы:
1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г.
Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова –
М.: Азбуковник, 1998
3. Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2003
Список литературы
1. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. Москва.
Дрофа. 2006г.
1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.
Народное образование № 8, 2005г.
3. Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы», составители: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С.
Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2009
4. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004
5. Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003
6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003
Критерии оценивания достижений обучающихся.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота еѐ раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев
исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и
существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие
плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики,
умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов,
необходимых для еѐ раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочѐта.
Отметка “4”ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по
теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трѐх-четырѐх речевых недочѐтов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены
отклонения от неѐ или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырѐх недочѐтов в содержании и пяти речевых недочѐтов.
Отметка “2”ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа
отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и
выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь
событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать
текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за
умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть
монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять
взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими
знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической
речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры
основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение
монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 70 – 89 %;
«3» - 50 – 69 %;
«2»- менее 50 %.
Оценка творческих работ
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений,
докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения
учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы,
проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и
оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания (работы);
соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия тема;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
o
разнообразие словарного и грамматического строя речи;
o
стилевое единство и выразительность речи;
o
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок
на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных
источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного
последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций,
дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются
единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные
непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов,
не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического
и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во
всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста;
отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого
решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является
наличие рецензии на исследовательскую работу.
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки
использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008
Критерии
Параметры
оценивания
Дизайн
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;
Оценка
презентации
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают
Средняя оценка по дизайну
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта - речь учащегося чѐткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы;
Средняя оценка по защите проекта
Итоговая оценка
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Критерии оценивания публикации (буклет)
5 баллов
4 балла
3 балла
отлично
хорошо
требуется доработка
Содержание
Наличие фактической информации, идеи
раскрыты, материал доступен и научен,
литературный язык, цитаты.
Наличие дидактической информации, материал
доступен, но идеи не совсем раскрыты.
Информация не достоверна, идеи раскрыты
плохо.
Дизайн
Эффективно использовано пространство, ярко
представлен иллюстративный материал,
публикация легко читается.
Публикация легко читается, но пространство
использовано не совсем эффективно.
Неэффективно использовано пространство,
бедный иллюстративный материал.
Максимальная оценка – 10 баллов
Критерии оценивания коллективной работы над проектом
«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своѐ мнение, приготовил материал для большого количества
слайдов.
«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.
«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.
«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.
Накопление в тетради учителя четырѐх-пяти оценок в каждой графе даѐт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более
трѐх, ведѐт к снижению средней оценки на балл. Такой учѐт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности
каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.
Календарно-тематический план
№
Наименование разделов и
тем
Количество Календарные тип урока
часов
сроки
план
1
Введение
1
01.09
Повторение, подготовка к
ГИА
Домашнее задание
Наглядно-технические
пособия и ТСО
факт
Беседа
Построение монологического Стр.4-8 (читать,
высказывания, выбор
пересказывать),
необходимого материала
составить план
текста. Вопросы на
стр. 8
Литература как искусство
слова и ее роль в духовной
жизни человека
Из древнерусской литературы
2
3
Литература Древней Руси. 1
«Слово о полку Игореве» величайший памятник
древнерусской литературы
02.09
Художественные
1
особенности «Слова…»:
самобытность содержания,
05.09
Лекция
Практикум.
Урок
жанры литературы Древней
Руси, ее самобытный
характер.
Прочитать по
учебнику текст
"Слова", подготовить
выразительное
чтение
понравившегося
фрагмента.
Вступление наизусть.
Презентация
жанр и композиция произведения, худож.средства
Домашнее
Музыка. А. Бородин
сочинение №1 Темы: «Князь Игорь».
"Какую обложку к
Гравюры А. В.
Фаворского.
Иллюстрации к
«Слову…» Н. Рерих
«Поход князя Игоря». В.
Васнецов «После
побоища Игоря
Святославовича с
половцами».
Примечание
специфика жанра, образов,
языка. Проблема авторства
«Слова…».
08.09
развития
речи
выразительности
Подготовка к домашнему
сочинению
книге, где напечатано
"Слово", я бы
нарисовал"; "Чем
интересно "Слово"
современному
читателю"; "Образ
Русской Земли на
страницах "Слова" "
Из русской литературы XVIII века
4
Литература XVIII века
1
(общий образ). Классицизм
в русском и мировом
искусстве.
09.09
Лекция
Построение связного
монологического
высказывания на
определенную тему.
Знать лекцию,
вопросы 1-6 стр.40
Презентация
5
М.В. Ломоносов. Слово о
поэте. «Вечернее
размышление о Божием
величестве при случае
великого северного
сияния». Особенности
содержания и формы
произведения.
1
12.09
Лекция.
Умение
Практикум
Анализировать
стихотворение.
С.42-46 пересказ, с.58 Презентация Портрет М.
вопросы,
Ломоносова , портрет
выразит.чтение
Елизаветы Петр.
6
Ода как жанр лирической
поэзии. «Ода на день
восшествия на
Всероссийский престол ея
Величества государыни
Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года»
1
15.09
Беседа
7
Новая эра русской поэзии.
Творчество Г. Р.
Державина. Обличие
1
16.09
Урок
Владение основными видами
внеклассного публичных выступлений
(высказывание, монолог,
работы Вишнякова,
Державина.
биография М.В. Ломоносова,
теория 3 штилей, теория
стихосложения, особенности
жанра оды.
Повторить
биографию М. В.
Ломоносова.
Опорный конспект в
тетради. Наизусть
отрывок из
"Вечернего
размышления о
Державине ".
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
С.59-64, записи в
тетрадях.
Презентация
несправедливости в
стихотворении
«Властителям и судиям».
Высокий слог и ораторские
интонации стихотворения.
чтения
дискуссия, полемика)
8
Тема поэта и поэзии в
1
лирике Г.Р. Державина.
«Памятник». Оценка в
стихотворении
собственного поэтического
творчества. Мысль о
бессмертии поэта.
19.09
Практикум
жанр гневная ода,
особенности раскрытия темы
пота и поэзии, власти.
Наизусть на выбор
"Властителям и
судьям" или
"Памятник"
9
Подвиг А. Н. Радищева.
1
22.09
Беседа
черты сентиментализма в
произведении
С.68-74, вопросы 1-6
Прочитать из
"Путешествия из
Петербурга в
Москву" названные
главы, подготовить
по ним обзор
содержания и
комментарии.
"Путешествие из
Петербурга в Москву"
(главы). Изображение
российской
действительности. Критика
крепостничества.
10
Особенности
повествования в
«Путешествии…». Жанр
путешествия и его
содержательное
наполнение.
1
23.09
Практикум
11
Понятие о
сентиментализме Н.М.
Карамзин - писатель и
историк. "Бедная Лиза".
Внимание писателя к
внутренней жизни
человека.
1
26.09
Лекция
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
Вопросы 7-9, с.74
развитие умения рассуждать
на поставленную проблему,
опираясь на повесть, свои
личные примеры.
С.75-85, вопросы
Портреты Карамзина.
с.85, знать материал о
сентиментализме,
прочитать «Бедную
Лизу»
12
«Бедная Лиза» как
1
произведение
сентиментализма. Новые
черты русской литературы.
29.09
Практикум
Характеристика персонажа
С.103, вопросы
13
Подготовка к сочинению
«Литература XVΙΙΙ века в
восприятии современного
читателя».
30.09
Урок
развития
речи
общая характеристика
русской литературы
Написать сочинение
1
Интерактивный
тест Карамзин Н.М.
Бедная Лиза
Из русской литературы XIХ века
14
Золотой век русской
литературы. Общая
характеристика русской и
мировой литературы XΙX
века. От классицизма и
сентиментализма к
романтизму и реализму.
1
03.10
Лекция
общая характеристика
русской литературы,
отличительные черты
романтизма, центральные
темы русской литературы.
Выучить лекцию,
с.112 вопросы
Презентация
15
Романтическая лирика
начала века.
"Литературный Колумб
Руси". Очерк жизни и
творчества В. А.
Жуковского.
Стихотворение «Море».
Обучение анализу
лирического
стихотворения.
1
06.10
Беседа
темы и мотивы лирики
Материалы,
собранные по
анализу
стихотворения на
уроке, оформить в
виде сочинения (или
самостоятельно
проанализировать
стихотворения
поэта), с.114-126
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
С.127-140, вопросы
с.140, наизусть
отрывок баллады
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
16
В.А.Жуковский.
1
«Светлана». Особенности
жанра баллады.
Нравственный мир героини
баллады. Язык баллады.
анализ поэтического текста
07.10
Беседа.
Практикум
жанровые особенности
баллады, сюжет
произведения.
17
А. С. Грибоедов: личность
и судьба.
1
10.10
Лекция
драматические произведения, Прочитать комедию
ремарка как выражение
"Горе от ума".
авторского взгляда
Вальсы Грибоедова.
Портреты Грибоедова
работы И. Крамского
(1873), В. Машкова (1827)
Иллюстрации к комедии
Авторы: И. Кузьмин, П.
Соколов, Д. Кардовский и
др.
Комедия "Горе от ума".
Знакомство с героями.
Чтение и анализ 1
действия.
1
13.10
Беседа
основные этапы жизненного и Выразительное
творческого пути А.С.
чтение II действия
Грибоедова.
19, Фамусовская Москва в
комедии.
20
2
14.10
Урок
развития
речи
особенности комедии как
жанра,
теоретико-литературные
понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
21, Чацкий в системе образов
22 комедии.
Общечеловеческое
звучание образов
персонажей
2
20.10
21.10
Урок
развития
речи
Перечитать 4
действие комедии.
Выучить наизусть
монолог (по выбору)
23
Язык комедии
А.С.Грибоедова «Горе от
ума»
1
27.10
Урок
развития
речи
Перечитать комедию.
Выучить наизусть
монолог (по выбору)
24
И. А. Гончаров "Мильон
терзаний ". Обучение
конспектированию.
1
28.10
Урок
развития
речи
18
17.10
основные положения статьи,
понятия проблематика,
идейное содержание,
система образов, внутренний
конфликт.
Перечитать
3действие комедии.
Закончить конспект
статьи. Завершить
подготовку к
сочинению.
Презентация
А.С.Пушкин: жизнь и
1
творчество. А.С.Пушкин в
восприятии современного
читателя («Мой Пушкин»),
Лицейская лирика. Дружба
и друзья в творчестве
А.С.Пушкина
07.11
26
Лирика петербургского
периода. «К Чаадаеву».
Проблема свободы,
служения Родине. Тема
свободы и власти в лирике
Пушкина. «К морю».
«Анчар»
1
27
Любовь как гармония душ
в интимной лирике
Пушкина. «На холмах
Грузии лежит ночная
мгла…», «Я вас любил;
любовь еще, быть
может…». Адресаты
любовной лирики поэта
28
29
25
Лекция.
Беседа
изобразительновыразительные средства
литературы, особенности
философской лирики
С.167-172, пересказ
биографии Пушкина
Презентация
10.11
Беседа
свобода в лирике поэта как
политический, философский,
нравственный идеал.
С.172-178, анализ
стих-я «Анчар»,
выучить наизусть,
индив. задание
«Любовная лирика»
(презентация)
Презентация
1
11.11
Семинар
Основы стихосложения.
Выучить одно из
стих-й любовной
лирики наизусть
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
Тема поэта и поэзии в
лирике А.С.Пушкина.
«Пророк», «Я памятник
себе воздвиг
нерукотворный…».
Раздумья о смысле жизни,
о поэзии. «Бесы».
Обучение анализу одного
стихотворения
1
14.11
Урок
развития
речи
философские и христианские
мотивы в лирике поэта.
с. 194-195, вопросы и
задания, завершить
анализ стих-я,
подготовиться к к/р
Контрольная работа
(тестирование) по
романтической лирике
начала 19 века, комедии
1
17.11
Урок
контроля
содержание произведений.
Прочитать поэму
«Цыганы»
Уметь находить объяснение
фактам, выбирать ответ,
Портреты А.С.Пушкина
«Горе от ума», лирике
А.С.Пушкина
давать ответ на вопрос
30
А.С.Пушкин. «Цыганы»
1
как романтическая поэма.
Герои поэмы.
Противоречие двух миров:
цивилизованного и
естественного.
Индивидуалистический
характер Алеко
18.11
Урок
признаки романтизма, сюжет Чтение текста романа Презентация
внеклассного поэмы, отличительные
«Евгений Онегин»
чтения
жанровые признаки, идейнохудожественные особенности.
31
Роман А.С.Пушкина
1
«Евгений Онегин».
История создания. Замысел
и композиция романа.
Сюжет. Жанр романа в
стихах. Система образов.
Онегинская строфа
21.11
Лекция
теоретико-литературные
определения, жанровые
особенности стихотворного
романа
По группам: мое
представление об
Онегине, Ленском,
Татьяне
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
32
Типическое и
индивидуальное в образах
Онегина и Ленского.
Трагические итоги
жизненного пути
1
24.11
Беседа
характеристика героя
С.215-232, изучение
материала
Интерактивный
тест Пушкин А.С.
Евгений Онегин. Вариант
1
33
Татьяна Ларина –
1
нравственный идеал
Пушкина. Татьяна и Ольга
25.11
Беседа
С. 323-236,
сравнительная
характеристика
героинь
34
Эволюция
1
взаимоотношений Татьяны
и Онегина. Анализ двух
писем
28.11
Практикум
наизусть отрывки из
писем Онегина и
Татьяны (по выбору
учащихся);
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
35
Автор как идейнокомпозиционный и
лирический центр романа
1
01.12
Автор
идея произведения,
лирические отступления в
романе
С. 236-240, пересказ,
36
Пушкинская эпоха в
1
романе. «Евгений Онегин»
как энциклопедия русской
жизни. Реализм романа
02.12
Семинар
37
Пушкинский роман в
зеркале критики:
В.Г.Белинский,
Д.И.Писарев,
А.А.Григорьев,
Ф.М.Достоевский,
философская критика
начала 20 века. Роман
А.С.Пушкина и опера
П.И.Чайковского.
Подготовка к сочинению
по роману А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»
1
05.12
Урок
развития
речи
38
А.С.Пушкин. «Моцарт и
Сальери». Проблема
«гения и злодейства». Два
типа мировосприятия
персонажей трагедии. Их
нравственные позиции и
сфере творчества
1
08.12
Урок
основная проблема,
внеклассного рассуждение по поднятым в
чтения
произведении проблема.
Презентация
/сообщение о жизни
и творчестве
М.Ю.Лермонтова,
39
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и 1
творчество. Мотивы
вольности и одиночества в
лирике М.Ю.Лермонтова.
«Нет, я не Байрон, я
другой…», «Молитва»,
09.12
Лекция.
Беседа.
1) стр. учебника 250- Фонохрестоматия:
262;
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
2) принести
Сост. В.Я.Коровина,
стихотворения
В.П.Журавлев,
«Смерть поэта»; «Как В.И.Коровин. – М.:
часто пестрою
прочитать статью в
учебникехрестоматии
«Реализм» (с. 214);
подготовка к
сочинению
Уметь строить сочинениерассуждение на выбранную
тему, уместно использовать
цитаты.
основные факты жизни и
творческого пути поэта,
основные тропы
Написание
Интерактивный
сочинения, прочитать тест Пушкин А.С.
с.199-214
Евгений Онегин. Вариант
2
«Парус», «И скучно, и
грустно…»
40
Образ поэта-пророка в
лирике М.Ю.Лермонтова.
«Смерть поэта», «Поэт»,
«Пророк», «Я жить хочу!
Хочу печали…», «Есть
речи – значенье…»
толпою окружен» («1 Просвещение, 2010
января»), «Желание»,
«Узник»;
1
12.12
Практикум
основные мотивы лирики
поэта.
1) стр. учебника
(263—279).
2) Принести на урок
тексты
стихотворений:
"К. н.и. "Я не
достоин, может быть"
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
"К…" "Не думай,
чтоб я был достоин
сожаленья"
"Она была прекрасна,
как мечта"
"Я не унижусь пред
тобою"
"К" "прости! — мы
не встретимся боле"
"Отчего" "Нет, не
тебя так пылко я
люблю"
41
Адресаты любовной
1
лирики М.Ю.Лермонтова и
послания к ним. «Нет, не
тебя так пылко я
люблю…», «Расстались
мы, но твой портрет…»,
«Нищий»
15.12
Практикум
анализировать текст на
.лексическом уровне
Выучить стих
Фонохрестоматия:
наизусть (по выбору) Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
42
Эпоха безвременья в
лирике М.Ю.Лермонтова.
«Дума», «Предсказание».
16.12
Семинар
выделять смысловые части
текста
«Выхожу один я на
дорогу» или
1
Тема России и ее
своеобразие. «Родина».
Характер лирического
героя и его поэзии
43
М.Ю.Лермонтов. «Герой
1
нашего времени» - первый
психологический роман в
русской литературе, роман
о незаурядной личности.
Обзор содержания.
Сложность композиции.
Век М.Ю.Лермонтова в
романе
«Родина» Наизусть.
19.12
Лекция
понятия роман,
психологический роман
читать главу
"Максим Максимыч".
Кто более прав в
отношении к
другому: Печорин
или Максим
Максимыч?
Каким видит
Печорина Максим
Максимыча?
Какое впечатление на
вас произвел
Печорин в этой
главе?
Портрет Печорина:
"злой нрав" или
"глубокая,
постоянная грусть" в
основе его характера?
Как меняется форма
повествования, его
характерная
тональность?
Учебник — стр. 288
— 311.
44
Печорин как представитель 1
«портрета поколения».
Загадки образа Печорина в
главах «Бэла» и «Максим
22.12
Беседа
Сопоставление эпизодов
романа и характеристика
персонажей
1) Стр. Учебника —
"Печорин и Максим
Максимыч".
Максимыч»
2) Чтение "Тамань".
Как раскрывается
Печорин в его
истории с
контрабандистами?
45
46
«Журнал Печорина» как
средство самораскрытия
его характера. «Тамань»,
«Княжна Мери»,
«Фаталист»
2
47
Печорин в системе
мужских образов романа.
Дружба в жизни Печорина
2
48
23.12
Беседа
26.12
психологический портрет
героя в системе образов
Чтение повести
«Княжна Мери»,
повести "Фаталист»
29.12
Практикум
30.12
" ст. Белинского о
Герое…"
—Почему повестью
"Фаталист"
заканчивается роман?
Печорин в системе
женских образов романа.
Любовь в жизни Печорина
— В чем беда
Печорина?
— Есть ли
внутренняя связь
между "Думой" и
романом
Лермонтова?
Где автор более
сурово осуждает свое
поколение? С.317, в.
14(анализ сцен
свидания Печорина с
Белой, Верой, Мери)
49
Споры о романтизме и
реализме романа «Герой
нашего времени». Поэзия
М.Ю.Лермонтова и роман
«Герой нашего времени» в
1
16.01
Семинар
понятия реализм и романтизм 1) Чтение статьи
Белинского "Герой
нашего времени"
(Основные
положения статьи
оценке В.Г.Белинского.
записать в тетрадь).
2) Материал к
сочинению.
50
Классное сочинение №2 по 1
роману М.Ю.Лермонтова
«Герой нашего времени»
19.01
Урок
развития
речи
тестовые задания: уровни А,
В, С
51
Н.В.Гоголь: страницы
1
жизни и творчества.
Первые творческие успехи.
«Вечера на хуторе близ
Диканьки», «Миргород».
Проблематика и поэтика
первых сборников
Н.В.Гоголя. «Мертвые
души». Обзор содержания.
Замысел, история создания,
особенности жанра и
композиции. Смысл
названия поэмы
20.01
Лекция
страницы жизни и творчества, Аналитическое
проблематика и поэтика
чтение 1-6 глав
первых сборников «Вечера
…», «Миргород». Гоголя
52
Система образов поэмы
«Мертвые души».
Обучение анализу эпизода
23.01
Беседа.
композиционные
особенности, жанровое
своеобразие.
1
Практикум
Презентация
/сообщение о жизни
и творчестве
Н.В.Гоголя
Подготовить
Интерактивный
сообщениятест Гоголь Н.В. Мѐртвые
характеристики
души
помещиков
(Манилов, Ноздрѐв,
Коробочка,
Собакевич,
Плюшкин) по плану:
а) первое
впечатление; б)
характерные
особенности
внешности; в) манера
поведения и речь; г)
отношение к
хозяйству; д)
отношение к
окружающим; е)
любимые занятия; ж)
жизненные цели; з)
выводы.
Система образов поэмы
«Мертвые души».
Изложение «Толстые и
тонкие»
1
54
Образ города в поэме
«Мертвые души»
1
27.01
Беседа
Подг. вопросы - тест
для проверки знания
содерж. поэмы
55
Чичиков как новый герой
эпохи и как антигерой.
Эволюция его образа в
замысле поэмы
1
30.01
Беседа
План хар-ки
Чичикова, с 344-350
53
26.01
Анализ эпизода;
презентация
Интерактивный
тест Гоголь Н.В. Мѐртвые
души. Герои поэмы
Подготовиться
к семинару
02.02
А.Н.Островский. Слово о
писателе. «Бедность не
порок». Особенности
сюжета. Патриархальный
мир в пьесе и угроза его
распада
1
06.02
Любовь в патриархальном
мире и ее влияние на
1
59
анализ эпизода
Практикум,
развитие
речи
56- «Мертвые души» - поэма о 2
величии России. Мертвые
57 и живые души. Эволюция
образа автора. Соединение
комического и лирического
начал в поэме «Мертвые
души». Поэма в оценках
В.Г.Белинского.
Подготовка к сочинению
58
Беседа.
Семинар
Сочинение№2
03.02
Лекция.
Беседа
09.02
Беседа
творческая биография
писателя, содержание
произведения.
Интерактивный
тест Гоголь Н.В. Мѐртвые
души. Язык поэмы
«Бедность не порок». Презентация
Чтение статьи.
Чтение статьи
героев пьесы «Бедность не
порок». Комедия как жанр
драматургии
учебника.
Ф.М.Достоевский. Слово о 1
писателе. Тип
«петербургского
мечтателя» в повести
«Белые ночи». Черты его
внутреннего мира
10.02
61
Ф.М.Достоевский. Слово о 1
писателе. Тип
«петербургского
мечтателя» в повести
«Белые ночи». Черты его
внутреннего мира
13.02
Беседа
Ответ на вопрос:
―Актуальна ли
проблема, поднятая в
произведении, в
наши дни‖?
62
Роль истории Настеньки в
повести «Белые ночи».
Содержание и смысл
«сентиментальности» в
понимании Достоевского.
Развитие понятия о
повести.
1
16.02
Беседа
Работа над
вопросами к повести
Презентация
63
Л.Н.Толстой. Слово о
1
писателе. Обзор
содержания
автобиографической
трилогии. «Юность».
Формирование личности
героя повести, его
духовный конфликт с
окружающей средой и
собственными
недостатками и его
преодоление. Особенности
поэтики Л.Н.Толстого в
17.02
Урок
особенности
внеклассного автобиографического
чтения
произведения
Составить вопросы
для анализа главы.
Прочитать главу «Я
проваливаюсь».
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
60
Лекция.
Беседа
уметь характеризовать
изобразительновыразительные средства
«Белые ночи». Мое
представление о
главном герое.
С.15-28; инд. реферат
Презентация
повести «Юность»:
психологизм, роль
внутреннего монолога в
раскрытии души героя
64
Эпоха А.П.Чехова.
«Смерть чиновника».
Эволюция образа
«маленького человека» в
русской литературе XIX
века и чеховское
отношение к нему.
1
20.02
Лекция
65
А.П.Чехов «Тоска». Тема
1
одиночества человека в
мире. Образ многолюдного
города и его роль в
рассказе.
27.02
Беседа
66
Подготовка к сочинению – 1
ответу на проблемный
вопрос»В чем особенности
изображения внутреннего
мира героев русской
литературы XΙX века? (на
примере произведений
А.Н.Островского,
Ф.М.Достоевского,
Л.Н.Толстого и
А.П.Чехова)». (по выбору
учащихся)
02.03
Урок
развития
речи
67
Из поэзии XІX века
03.03
Урок
Анализ поэтического
внеклассного произведения
чтения
Стихотворения разных
жанров Н.А.Некрасова,
Ф.И.Тютчева,
А.А.Фета. Эмоциональное
богатство русской поэзии.
1
образ «маленького человека». РассуждениеПрезентация
миниатюра. Почему
рассказ называется
«Смерть чиновника»,
а не «Смерть Ивана
Дмитриевича»?
Рассказ «Тоска»,
с.29-35
Уметь строить сочинениерассуждение на выбранную
тему, уместно использовать
цитаты.
Написание
сочинения,
Выразительное
чтение
Анализ стих. по
Интерактивный тест
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Жанры лирических
произведений
выбору.
Просвещение, 2010
Из русской литературы XX века
68
Из русской прозы XX века
1
06.03
Лекция
Презентация
Русская литература XX
века: многообразие жанров
и направлений
Выуч. материал
лекции
И. Бунин. Слово о
1
писателе. «Темные аллеи».
История любви Надежды и
Николая Алексеевича.
«Поэзия» и «проза»
русской усадьбы.
09.03
70
Мастерство И.Бунина в
рассказе «Темные аллеи».
Лиризм повествования.
1
10.03
Практикум
71
М.Булгаков. Жизнь и
1
судьба. «Собачье сердце»
как социальнофилософская сатира на
современное общество.
История создания и судьба
повести. Система образов
повести.
13.03
Лекция.
72
Поэтика повести
М.Булгакова «Собачье
сердце». Гуманистическая
поэзия автора. Смысл
названия.
1
16.03
Практикум
73
М.А.Шолохов. «Судьба
1
17.03
Беседа
69
Лекция.
Беседа
Беседа
понятие импрессионализма в
искусстве изобразительновыразительные средства.
Худож.пересказ
Презентация
истории любви, с.5559
*Прочит.повесть
«Собачье сердце»
определять нравственную
проблематику произведения;
владеть различными видами
пересказа.
«Собачье сердце
Примеры гротеска в
повести.
Отметить сатирич.
приемы в повести
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
Прочит. рассказ
«Судьба человека»
с.170-190
композиция рассказа, его
Выделить
портреты писателей,
человека». Смысл названия
рассказа. Судьба человека
и судьба Родины.
пафос, приемы и средства
изображения характера героя
особенности языка
репродукции картин с
Шолохова в рассказе изображением военных
событий, песни военных
лет.
74
Особенности авторского
1
повествования в рассказе
«Судьба человека».
Композиция рассказа,
автор и рассказчик,
сказовая манера
повествования. Роль
пейзажа, широта
реалистической типизации,
особенности жанра.
20.03
Практикум
Композиция рассказа, автор и Прочит. рассказ
рассказчик, сказовая манера
«Матренин двор»,
повествования.
с.241-277
75
А.И. Солженицын. Слово о 1
писателе. «Матренин двор»
Картины послевоенной
деревни. Образ
рассказчика. Тема
праведничества в рассказе.
23.03
Беседа
Композиция рассказа
Отв. на вопросы
презентация
76
Образ праведницы в
1
рассказе «Матренин двор».
Трагизм ее судьбы.
Нравственный смысл
рассказа-притчи.
24.03
Беседа
художественное своеобразие
рассказа
Письм. ответ на
вопрос: ―О чем
заставил меня
задуматься рассказ А.
И. Солженицына
―Матренин двор‖?
Презентация
Подготовиться к
контрольной работе
77
Контрольная тест по
1
произведениям второй
половины XIX и XX веков.
03.04
Урок
контроля
Решение тестов
Выуч. наизусть ст-я;
поэтичес-кий концерт
78
«Серебряный век» русской 1
поэзии.
06.04
Лекция
основные черты искусства
«серебряного века», новые
направления в противовес
В чем уникальность Портреты поэтов
«Серебряного века»? «серебряного века».
реализму изобразительновыразительные средства.
С.61-72, выраз.чт.
любимых ст-й
Презентация
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
79
А.А.Блок. Слово о поэте. 1
«Ветер принес
издалека…», «О, весна без
конца и без краю…», «О, я
хочу безумно жить…».
Своеобразие лирических
интонаций Блока. Образы и
ритмы поэта
07.04
Практикум
содержание теоретикоВыуч. наизусть
литературных
стихотворение (на
терминов. Уметь выделять
выбор, с.73-74)
главное и значимое в учебном
материале
Презентация
80
С.А.Есенин. Слово о
1
поэте. Тема Родины в
лирике С.А.Есенина. «Вот
уж вечер…», «Разбуди
меня завтра рано…», «Край
ты мой заброшенный…»
10.04
Беседа
конспектирование
Анализ стихотв. (на
выбор, с.89-95)
Презентация
81
Размышления о жизни,
1
любви, природе,
предназначении человека в
лирике С.А.Есенина.
«Письмо к женщине», «Не
жалею, не зову, не
плачу…», «Отговорила
роща золотая…». Народнопесенная основа лирики
поэта
13.04
Практикум
Своеобразие ритма,
интонации.
Выуч. наиз. ст-е (на
выбор, с.89-95); эссе
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
В.В.Маяковский. Слово о 1
поэте. «Послушайте!», «А
вы могли бы?», «Люблю»
(отрывок). Новаторство
поэзии Маяковского
14.04
83
Маяковский о труде поэта
1
17.04
Практикум
84
М.И.Цветаева. Слово о
1
поэте. Стихи о любви, о
жизни и смерти. «Идешь,
на меня похожий…»,
«Бабушке», «Мне
нравится, что вы больны не
мной…», «Стихи к Блоку»,
«Откуда такая нежность?».
Особенности поэтики
20.04
Лекция.
85
«Родина». Образ Родины в
лирическом цикле
М.И.Цветаевой «Стихи о
Москве». Традиции и
новаторство
1
21.04
86
Н.А.Заболоцкий. Слово о 1
поэте. Тема гармонии с
природой, любви и смерти
в лирике поэта. «Я не ищу
гармонии в природе…»,
«Где-то в поле возле
Магадана…»,
«Можжевеловый куст», «О
красоте человеческих лиц»,
«Завещание».
Философский характер
лирики
24.04
82
Беседа
Практикум
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ.
Анализ стихтв., с.
107-109
Презентация
Выуч. наиз. ст-е (на
выбор, с.107-109);
эссе
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ.
Выразительное
чтение, с.124-128;
публикация (буклет)
Практикум
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ.
Выуч. наизусть (на
выбор, с.124-128)
Беседа
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ.
Анализ
Фонохрестоматия:
стихотворений, с.161- Электронное учебное
165
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
Беседа
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
87
А.А.Ахматова. Слово о
поэте. Трагические
интонации в любовной
лирике
1
27.04
Беседа
Основы стихосложения
Выраз. чтение, с.141- Презентация
144; эссе
88
Стихи А.А.Ахматовой о
поэте и поэзии.
Особенности поэтики
1
28.04
Практикум
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ.
Выуч. наизусть (на
выбор, с.141-144)
89
Б.Л.Пастернак. Слово о
поэте. Вечность и
современность в стихах о
природе и о любви
1
04.05
Беседа.
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ.
Выраз. чтение, с.201- Презентация
206
90
91
Практикум
А.Т.Твардовский. Слово о 2
поэте. Раздумья о Родине и
о природе в лирике поэта
05.05
Беседа.
Анализ стих-й, с.221- Презентация
223Выуч. наизусть
(на выбор, с.221-226)
11.05
Практикум
12.05
Урок
Выразительное чтение
внеклассного стихотворений и их анализ.
чтения
А.Т.Твардовский. «Я убит
подо Ржевом». Проблемы и
интонации стихов о войне
92
93
94
Песни и романсы на стихи
русских поэтов XIX –XX
веков
2
Зачетное занятие по
русской лирике XX века
1
15.05
18.05
Урок
контроля
Выразительное
чтение, с.286-296
Уметь анализировать
Сочинение
произведения русской лирики
ХХ века.
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
Интерактивная викторина.
Чины и звания
литературных героев
Из зарубежной литературы
95
Урок
античная
внеклассного лирика, особенности взгляда
чтения
римлян на человека и эпоху.
Античная лирика
Катулл. Слово о поэте.
Чувства и разум в
любовной лирике
1
19.05
Презентация
С.303-314
поэта. Гораций. Слово о
поэте. Поэтическое
творчество и поэтические
заслуги стихотворца
Данте Алигьери. Слово о 1
поэте. «Божественная
комедия» (фрагменты).
Множественность смыслов
поэмы и еѐ универсальнофилософский характер
22.05
97
У.Шекспир. Слово о
1
поэте. «Гамлет» (обзор с
чтением отдельных сцен).
Общечеловеческое
значение героев Шекспира.
25.05
Лекция
98
Трагизм любви Гамлета и
Офелии. Гамлет как
вечный образ мировой
литературы
1
26.05
Урок
внеклассного
чтения
И.-В.Гете. Слово о поэте.
«Фауст» (обзор с чтением
100 отдельных сцен).
2
29.05
Лекция
96
99
Лекция.
Беседа
выразительно читать текст
песен, определять их
аллегорический характер.
С.315-325
основные факты из жизни
Шекспира
*Анализ эпизода
С.335-346
раскрывать
мотивы поступков героев
Смысл сопоставления
Фауста и Вагнера. Трагизм
любви Фауста и Гретхен.
101 Выявление уровня
2
литературного развития
102 учащихся. Итоги года и
задание для летнего чтения
Беседа.
Тестирование
Фонохрестоматия:
Электронное учебное
пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев,
В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2010
Решение тестов
Сочинениеминиатюра
Презентация
Приложение №1
Тематическое планирование в ФГОС ООО
Модуль «Школьный урок»
«Русский язык и литература»
Пояснительная записка
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству , прошлое и настоящее многонационального народа России
;осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
Воспитание духовно –нравственной личности , формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературным ценностям отечественной культуры.
Дела, события ,мероприятия
Международный день распространения грамотности
Классы
Ориентировочное время
проведения
Ответственные
5-9
8 сентябрь
Учитель Омаров А.М
125 лет со дня рождения Гончарова
5-9
11(24) сентябрь
Учитель Омаров А.М
Международный день школьных библиотек
5-9
25 октябрь
Учитель Омаров А.М
День народного единства
5-9
4 ноябрь
Учитель Омаров А.М
200 лет со дня рождения Н.А.Некрасова
5-9
10 декабрь
Учитель Омаров А.М
Международный день родного языка
5-9
21 февраль
Учитель Омаров А.М
День славянской письменности и культуры
5-9
24 май
Учитель Омаров А.М