МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГКОУ РД "Согратлинская СОШ"
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Лаварсланова ,Л.Г.
______________ Толбоева А.М.
Протокол №1
от "29" 08 2022 г.
Приказ №1
от "29" 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4268342)
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Бахтанова Барият Расуловна
Учитель начальных классов
Махачкала 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального
общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной
программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учѐтом проверяемых требований к результатам
освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной
культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям
действительности путѐм освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития
творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной
эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и
значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно
изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и
народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического
восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое
значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать
детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности,
соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет
позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной
культуры, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего
следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении
учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей
действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически
доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая
деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на
восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде
всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественнотворческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом
содержание занятий может быть адаптировано с учѐтом индивидуальных качеств обучающихся, как для
детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом
формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и
является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано
как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего
образования в объѐме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе
обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух
учебных часов в неделю за счѐт вариативной части учебного плана, определяемой участниками
образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а
увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения
и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов
обучения.
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в
зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их
особенности. Приѐмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого
(на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения
целостности. Цельная форма и еѐ части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в
условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения
красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы
гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времѐн года. Живопись
(гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объѐме. Приѐмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ѐжика, зайчика, птички и др.). Приѐмы вытягивания,
вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов
(дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приѐмами над- резания, закручивания, складывания.
Объѐмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и
растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение еѐ в природе. Последовательное ведение работы над
изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных
промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учѐтом местных
промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путѐм складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ѐлки. Приѐмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение
особенностей и составных частей зданий.
Освоение приѐмов конструирования из бумаги. Складывание объѐмных простых геометрических тел.
Овладение приѐмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приѐма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или
пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания
детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в
зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в
соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной
на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих
практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное
развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые
личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного
отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры,
выраженной в еѐ архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает
патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных
знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств
личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие
работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека,
становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству
как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают
школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания
себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся,
формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует
формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также
в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы.
Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественнотворческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурноисторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и еѐ образа в
произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред
окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных
материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат,
упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с
одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определѐнным заданиям
по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных
основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тѐмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном
изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных
художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определѐнных учебных установок в процессе восприятия
произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира
человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни
человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам
проведѐнного наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания
произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства,
справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства,
текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять еѐ в различных видах: рисунках и
эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и
зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между
народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с
суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта интересов в процессе совместной
художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной
задачей, поставленной учителем;
признавать своѐ и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания
свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить
действия по еѐ достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по
достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно
относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с
Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,
утверждѐнному приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях
урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как
основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать еѐ в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной
учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного
материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своѐ мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объѐмных форм в природе (облака, камни,
коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приѐмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объѐмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объѐмных форм из бумаги путѐм еѐ складывания, надрезания,
закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе
фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного
искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская,
каргопольская игрушки или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов) и опыт практической художественной
деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать
и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приѐмы конструирования из бумаги, складывания объѐмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения,
композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учѐтом учебных задач и
визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и
специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других
художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например,
натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии
с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его
содержание и какова композиция в кадре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контро
льные
работы
практ
ическ
ие
работ
ы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формыконтро
Модуль 1. Восприятие произведений искусства
1.1.
Восприятие детских рисунков. Навыки
восприятия произведенийдетского
творчества и формирование зрительских
умений.
0.5
0
0.5
09.09.2022
Наблюдать, рассматривать, анализировать
детские рисунки с позиций их содержания и
сюжета, настроения;
Практическаяработа;
1.2.
Первые представления о композиции: на
уровне образноговосприятия.
Представление о различных
художественных материалах.
1
0
1
14.09.2022
Объяснять расположение изображения
налисте и выбор вертикального или
горизонтального формата;
Практическая работа;
1.3.
Обсуждение содержания рисунка.
0.5
0
0.5
16.09.2022
Объяснять, какими художественными
материалами (карандашами, мелками,
красками и т. д.) сделан рисунок;
Рисовать, выполнить рисунок на
простую,всем доступную тему,
например «Весѐлоесолнышко»,
карандашами или мелками;
Устный опрос;
Итого по модулю 1
2
Модуль 2. Графика
2.1.
Линейный рисунок.
0.5
0
0.5
19.09.2022
Создавать линейный рисунок —
упражнениена разный характер линий;
Практическаяработа;
2.2.
Разные виды линий.
0.5
0
0.5
22.09.2022
Наблюдать и анализировать характер
линийв природе;
Практическаяработа;
2.3.
Линии в природе. Ветки (по
фотографиям): тонкие — толстые,
порывистые, угловатые, плавные и др.
0.5
0
0.5
24.09.2022
Наблюдать и анализировать характер
линийв природе;
Создавать линейный рисунок —
упражнениена разный характер линий;
Практическая работа;
2.4.
Графические материалы и их особенности.
Приѐмы рисованиялинией.
0.5
0.5
0
27.09.2022
Приобретать опыт обобщения
видимой формы предмета;
Анализировать и сравнивать
соотношениечастей, составляющих
одно целое, рассматривать изображения
животных с контрастными
пропорциями; Приобретать опыт
внимательного аналитического
наблюдения;
Развивать навыки рисования
попредставлению и
воображению;
Практическая работа;
2.5.
Рисунок с натуры: рисунок листьев разной
формы (треугольный,круглый, овальный,
длинный).
0.5
0
0.5
03.10.2022
Выполнять с натуры рисунок листа дерева;
Рассматривать и обсуждать характер формы
листа;
Осваивать последовательность
выполнениярисунка;
Практическая работа;
2.6.
Последовательность рисунка.
0.5
0
0.5
06.10.2022
Осваивать последовательность выполнения
рисунка;
Приобретать опыт обобщения видимой
формы предмета;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
https://stranamasterov.ru/
2.7.
Первичные навыки определения пропорций и понимания их
значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и
«шеи», получаем рисунки разных животных.
0.5
0
0.5
11.10.2022
Использовать графическое пятно как основу
изобразительного образа;
Соотносить форму пятна с опытом
зрительных впечатлений;
Приобрести знания о пятне и линии как
основе изображения на плоскости;
Учиться работать на уроке с жидкой краской;
Практическая
работа;
https://stranamasterov.ru/
2.8.
Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет
стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и
др.) с простым и весѐлым повествовательным сюжетом.
0.5
0
0.5
13.10.2022
Выполнить линейный рисунок на темы
стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д.
Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору
учителя) с простым весѐлым, озорным
развитием сюжета;
Практическая
работа;
https://stranamasterov.ru/
2.9.
Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение
зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения
и способности целостного, обобщѐнного видения. Пятно как основа
графического изображения.
0.5
0
0.5
15.10.2022
Приобрести знания о пятне и линии как
основе изображения на плоскости;
Учиться работать на уроке с жидкой краской;
Создавать изображения на основе пятна
путѐм добавления к нему деталей,
подсказанных воображением;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
https://stranamasterov.ru/
2.10.
Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.
0.5
0
0.5
17.10.2022
Рассматривать и анализировать иллюстрации
известных художников детских книг с
позиций освоенных знаний о пятне, линии и
пропорциях;
Практическая
работа;
https://stranamasterov.ru/
2.11.
Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим
рабочим местом.
0.5
0
0.5
20.10.2022
Учиться работать на уроке с жидкой краской;
Создавать изображения на основе пятна
путѐм добавления к нему деталей,
подсказанных воображением;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
https://stranamasterov.ru/
2.12.
Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в
иллюстрациях художников к детским книгам.
0.5
0
0.5
24.10.2022
Приобрести знания о пятне и линии как
основе изображения на плоскости;
Учиться работать на уроке с жидкой краской;
Создавать изображения на основе пятна
путѐм добавления к нему деталей,
подсказанных воображением;
Практическая
работа;
https://stranamasterov.ru/
Итого по модулю 2
Модуль 3. Живопись
6
3.1.
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.
1
0
1
28.10.2022
Обсуждать ассоциативные представления,
связанные с каждым цветом;
Экспериментировать, исследовать
возможности смешения красок, наложения
цвета на цвет, размывания цвета в процессе
работы над разноцветным ковриком;
Осознавать эмоциональное звучание цвета,
то, что разный цвет «рассказывает» о разном
настроении — весѐлом, задумчивом,
грустном и др.;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос.
Практическая
работа;
https://stranamasterov.ru/
3.2.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с
каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового
цвета.
0.5
0
0.5
04.11.2022
Знать три основных цвета;
Обсуждать ассоциативные представления,
связанные с каждым цветом;
Экспериментировать, исследовать
возможности смешения красок, наложения
цвета на цвет, размывания цвета в процессе
работы над разноцветным ковриком;
Практическая
работа;
https://stranamasterov.ru/
3.3.
Эмоциональная выразительность цвета.
0.5
0
0.5
08.11.2022
Осознавать эмоциональное звучание цвета,
то, что разный цвет «рассказывает» о разном
настроении — весѐлом, задумчивом,
грустном и др.;
Объяснять, как разное настроение героев
передано художником в иллюстрациях;
Выполнить красками рисунок с весѐлым или
грустным настроением;
Практическая
работа;
Тестирование;
https://stranamasterov.ru/
3.4.
Цвет как выражение настроения, душевного состояния.
0.5
0
0.5
11.11.2022
Осознавать эмоциональное звучание цвета,
то, что разный цвет «рассказывает» о разном
настроении — весѐлом, задумчивом,
грустном и др.;
Объяснять, как разное настроение героев
передано художником в иллюстрациях;
Выполнить красками рисунок с весѐлым или
грустным настроением;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
https://stranamasterov.ru/
3.5.
Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по
представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков.
Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения.
1
0
1
15.11.2022
Выполнить гуашью рисунок цветка или
цветов на основе демонстрируемых
фотографий или по представлению;
Развивать навыки аналитического
рассматривания разной формы и строения
цветов;
Практическая
работа;
https://stranamasterov.ru/
3.6.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые
состояния времѐн года. Работа гуашью, в технике аппликации или
в смешанной технике.
1
0
1
17.11.2022
Выполнить изображения разных времѐн года;
Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое
время года и почему, как догадаться по цвету
изображений, какое это время года;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос.
Практическая
работа;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
3.7.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие
ассоциативного воображения.
Итого по модулю 3
0.5
0
0.5
21.11.2022
Иметь представления о свойствах печатной
техники;
Осваивать технику монотипии для развития
живописных умений и воображения;
Осваивать свойства симметрии;
Практическая
работа;
0
0.5
25.11.2022
Наблюдать, воспринимать выразительные
образные объѐмы в природе: на что похожи
формы облаков, камней, коряг, картофелин и
др. (в классе на основе фотографий);
Осваивать первичные навыки лепки —
изображения в объѐме;
Практическая
работа;
Устный опрос;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
5
Модуль 4. Скульптура
Изображение в объѐме. Приѐмы работы с пластилином; дощечка,
стек, тряпочка.
0.5
4.2.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ѐжика, зайчика и т.
д.). Приѐмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
1
1
0
29.11.2022
Рассматривать и характеризовать глиняные
игрушки известных народных
художественных промыслов;
Анализировать строение формы, частей и
пропорций игрушки выбранного промысла;
Осваивать этапы лепки формы игрушки и еѐ
частей;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
4.3.
Бумажная пластика. Овладение первичными приѐмами
надрезания, закручивания, складывания в работе над объѐмной
аппликацией.
0.5
0
0.5
02.12.2022
Осваивать приѐмы создания объѐмных
изображений из бумаги;
Приобретать опыт коллективной работы по
созданию в технике аппликации панно из
работ учащихся;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
4.4.
Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных
народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская
игрушки или по выбору учителя с учѐтом местных промыслов).
1
0
1
07.12.2022
Рассматривать и характеризовать глиняные
игрушки известных народных
художественных промыслов;
Анализировать строение формы, частей и
пропорций игрушки выбранного промысла;
Осваивать этапы лепки формы игрушки и еѐ
частей;
Практическая
работа;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
4.5.
Объѐмная аппликация из бумаги и картона.
1
0
1
09.12.2022
Наблюдать, воспринимать выразительные
образные объѐмы в природе: на что похожи
формы облаков, камней, коряг, картофелин и
др. (в классе на основе фотографий);
Осваивать первичные навыки лепки —
изображения в объѐме;
Лепить из целого куска пластилина мелких
зверушек путѐм вытягивания, вдавливания;
Овладевать первичными навыками работы
в объѐмной аппликации и коллаже;
Осваивать навыки объѐмной аппликации
(например, изображение птицы — хвост,
хохолок, крылья на основе простых приѐмов
работы с бумагой);
Практическая
работа;
Тестирование;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
4.1.
Итого по модулю 4
4
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство
5.1.
Узоры в природе.
1
0
1
17.12.2022
Рассматривать и эстетически характеризовать
различные примеры узоров в природе (на
основе фотографий);
Приводить примеры и делать ассоциативные
сопоставления с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства;
Практическая
работа;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
5.2.
Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе
фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в
предметах декоративно-прикладного искусства.
1
0
1
21.12.2022
Рассматривать и эстетически характеризовать
различные примеры узоров в природе (на
основе фотографий);
Приводить примеры и делать ассоциативные
сопоставления с орнаментами в предметах
декоративно-прикладного искусства;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
5.3.
Представления о симметрии и наблюдение еѐ в природе.
Последовательное ведение работы над изображением бабочки по
представлению, использование линии симметрии при составлении
узора крыльев.
0.5
0
0.5
12.01.2023
Приобретать опыт использования правил
симметрии при выполнении рисунка;
Рассматривать и характеризовать примеры
художественно выполненных орнаментов;
Практическая
работа;
5.4.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и растительные.
1
0
1
20.01.2023
Определять в предложенных орнаментах
мотивы изображения: растительные,
геометрические, анималистические;
Рассматривать орнаменты в круге, полосе,
квадрате в соответствии с оформляемой
предметной поверхностью;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
5.5.
Декоративная композиция в круге или полосе.
0.5
0
0.5
28.01.2023
Рассматривать орнаменты в круге, полосе,
квадрате в соответствии с оформляемой
предметной поверхностью;
Практическая
работа;
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
https://urok.1sept.ru/
5.6.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных художественных промыслов. Дымковская,
каргопольская игрушка или по выбору учителя с учѐтом местных
промыслов.
1
0
1
03.02.2023
Рассматривать и характеризовать орнамент,
украшающий игрушку выбранного промысла;
Выполнить на бумаге красками рисунок
орнамента выбранной игрушки;
Выполнить рисунок игрушки выбранного
художественного промысла или,
предварительно покрыв вылепленную
игрушку белилами, нанести орнаменты на
свою игрушку, сделанную по мотивам
народного промысла;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос.
Практическая
работа;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
5.7.
Оригами — создание игрушки для новогодней ѐлки. Приѐмы
складывания бумаги.
1
0
1
09.02.2023
Осваивать технику оригами, сложение
несложных фигурок;
Практическая
работа;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
5.8.
Форма и украшение бытовых предметов.
0.5
0
0.5
15.02.2023
Узнавать о работе художника по
изготовлению бытовых вещей;
Осваивать навыки работы с бумагой,
ножницами, клеем, подручными
материалами;
Практическая
работа;
Тестирование;
Классическая музыка |
Classic-music.ru (classicmusic.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1sept.ru/
5.9.
Приѐмы бумагопластики. Сумка или упаковка и еѐ декор.
Итого по модулю 5
0.5
0
0.5
24.02.2023
Осваивать технику оригами, сложение
несложных фигурок;
Узнавать о работе художника по
изготовлению бытовых вещей;
Осваивать навыки работы с бумагой,
ножницами, клеем, подручными
материалами;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
7
Модуль 6. Архитектура
6.1.
Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем
мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных
частей зданий.
1
0
1
02.03.2023
Рассматривать и сравнивать различные
здания в окружающем мире (по
фотографиям);
Анализировать и характеризовать
особенности и составные части
рассматриваемых зданий;
Выполнить рисунок придуманного дома на
основе полученных впечатлений (техника
работы может быть любой, например с
помощью мелких печаток);
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
6.2.
Освоение приѐмов конструирования из бумаги. Складывание
объѐмных простых геометрических тел. Овладение приѐмами
склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование
приѐмов симметрии.
1
0
1
09.03.2023
Осваивать приѐмы складывания объѐмных
простых геометрических тел из бумаги
(параллелепипед, конус, пирамида) в качестве
основы для домиков;
Осваивать приѐмы склеивания деталей,
симметричного надрезания, вырезания
деталей и др., чтобы получились крыши,
окна, двери, лестницы для бумажных
домиков;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос.
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
6.3.
Макетирование (или создание аппликации) пространственной
среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
1
1
0
15.03.2023
Макетировать в игровой форме пространство
сказочного городка (или построить городок в
виде объѐмной аппликации);
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
Итого по модулю 6
3
Модуль 7. Восприятие произведений искусства
7.1.
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение
сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
1
0
1
23.03.2023
Осваивать опыт восприятия художественных
иллюстраций в детских книгах в соответствии
с учебной установкой;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
https://urok.1sept.ru/
7.2.
Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и
предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
1
0
0.5
05.04.2023
Приобретать опыт зрительских умений,
включающих необходимые знания, внимание
к позиции автора и соотнесение с личным
жизненным опытом зрителя;
Рассказывать и обсуждать зрительские
впечатления и мысли;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
7.3.
Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе
содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой
темой.
0.5
0
0.5
13.04.2023
Осваивать опыт восприятия художественных
иллюстраций в детских книгах в соответствии
с учебной установкой;
Практическая
работа;
Устный опрос;
https://urok.1sept.ru/
7.4.
Знакомство с живописной картиной.
0.5
0
0.5
19.04.2023
Рассказывать и обсуждать зрительские
впечатления и мысли;
Знать основные произведения изучаемых
художников;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
7.5.
Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным
настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М.
Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору
учителя).
0.5
0
0.5
27.04.2023
Рассказывать и обсуждать зрительские
впечатления и мысли;
Знать основные произведения изучаемых
художников;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
https://urok.1sept.ru/
7.6.
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих установок наблюдения.
0.5
0
0.5
04.05.2023
Приобретать опыт зрительских умений,
включающих необходимые знания, внимание
к позиции автора и соотнесение с личным
жизненным опытом зрителя;
Рассказывать и обсуждать зрительские
впечатления и мысли;
Знать основные произведения изучаемых
художников;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
7.7.
Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального
содержания произведений.
0.5
0.5
0
12.05.2023
Приобретать опыт зрительских умений,
включающих необходимые знания, внимание
к позиции автора и соотнесение с личным
жизненным опытом зрителя;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
7.8.
Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина,
А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по
выбору учителя) по теме «Времена года»
0.5
0
0.5
18.05.2023
Осваивать опыт эстетического,
эмоционального общения со станковой
картиной;
Приобретать опыт зрительских умений,
включающих необходимые знания, внимание
к позиции автора и соотнесение с личным
жизненным опытом зрителя;
Рассказывать и обсуждать зрительские
впечатления и мысли;
Знать основные произведения изучаемых
художников;
Устный опрос;
https://urok.1sept.ru/
Итого по модулю 7
5
Модуль 8. Азбука цифровой графики
8.1.
Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на
фотографиях ярких зрительных впечатлений.
0.5
0
0.5
26.05.2023
Приобретать опыт фотографирования с целью
эстетического и целенаправленного
наблюдения природы;
Приобретать опыт обсуждения фотографий
с точки зрения цели сделанного снимка,
значимости его содержания, его композиции;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
8.2.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.
0.5
0
0.5
29.05.2023
Приобретать опыт обсуждения фотографий
с точки зрения цели сделанного снимка,
значимости его содержания, его композиции;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
Итого по модулю 8
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
3
29.5
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Изображения всюду
вокруг нас.
1
0
1
02.09.2022 Практическая
работа;
Беседа;
2.
Мастер Изображения учит
видеть.
1
0
1
09.09.2022 Практическая
работа;
Устный опрос;
3.
Изображать можно
пятном.
1
0
1
16.09.2022 Практическая
работа;
4.
Изображать можно в
объеме.
1
0
1
23.09.2022 Устный опрос;
5.
Изображать можно
линией.
1
0
1
30.09.2022 Практическая
работа;
6.
Разноцветные краски.
1
0
1
07.10.2022 Практическая
работа;
7.
Изображать можно и то,
1
что невидимо (настроение)
0
1
14.10.2022 Практическая
работа;
Устный опрос;
8.
Художник и зрители.
1
0
1
21.10.2022 Практическая
работа;
9.
Мир полон украшений.
1
0
1
04.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
10. Красоту надо уметь
замечать.
1
0
1
11.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
11. Узоры на крыльях.
1
0
1
18.11.2022 Практическая
работа;
12. Красивые рыбы.
Украшение рыб.
1
0
1
25.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
13. Украшение птиц.
1
0
1
02.12.2022 Практическая
работа;
14. Узоры, которые создали
люди. Тестирование
1
1
0
09.12.2022 Тестирование;
15. Как украшает себя
человек.
1
0
1
16.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
16. Мастер Украшения
помогает сделать
праздник.
1
0
1
23.12.2022 Практическая
работа;
17. Постройки в нашей жизни. 1
0
1
13.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
18. Дома бывают разными.
1
0
1
20.01.2023 Практическая
работа;
19. Домики, которые
построила природа.
1
0
1
27.01.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
20. Дом снаружи и внутри.
1
0
1
03.02.2023 Практическая
работа;
21. Строим город.
1
0
1
10.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
22. Все имеет свое строение.
1
0
1
17.02.2023 Практическая
работа;
23. Постройка предметов
(упаковок).
1
0
1
03.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
24. Город моей мечты.
1
0
1
10.03.2023 Практическая
работа;
25. Город моей мечты.
1
1
0
17.03.2023 Контрольная
работа;
26. Совместная работа трех
Братьев-Мастеров.
1
0
1
24.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
27. Праздник весны. Создание 1
панно.
0
1
07.04.2023 Практическая
работа;
28. Праздник весны. Создание 1
панно.
0
1
14.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
29. Весна – пробуждение
природы. Разноцветные
жуки.
1
0
1
21.04.2023 Практическая
работа;
30. Сказочная страна.
1
0
1
05.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
31. Промежуточный контроль. 1
КМС по оценке уровня
обученности. Итоговый
контроль.
1
0
12.05.2023 Практическая
работа;
32. Анализ контрольной
работы. Урок любования.
Умение видеть.
0
1
19.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный опрос;
1
33. «Здравствуй, лето!». Образ 1
лета в творчестве
художников.
0
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
30
33
26.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерноеобщество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по изобразительному искусству .Неменский Б.М., Неменская
Л.А., КаратаеваЕ.И. изобразительное искусство 1 класс УМК "Школа России"
Москва "Учебная литература"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Классическая музыка | Classic-music.ru (classic-music.ru)
https://prostoykarandash.ru/
https://urok.1se
pt.ru/
https://stranam
asterov.ru/