ГКОУ РД «Согратлинская средняя общеобразовательная
школа Гунибского района»
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»
Лаварсланова Л.Г.
«31» _августа_2021г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»
____________Толбоева А.М.
«31» _августа_2021г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
"Шахматы"
4 класс
Направление: общеинтеллектуальное
Кол-во часов в год: 34 часа
В неделю: 1 час
Пояснительная записка.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый
план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее
полному раскрытию их творческих способностей.
Введение кружка «Шахматы» позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение
радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым
моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в уроки игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим
детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто
живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает
дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного
курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых
ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных
дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения
программного материала, приводится перечень шахматных игр, также
шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном
процессе и сделать своими руками.
Цели программы:
1. заложить основы гармоничного развития детей и расширить их
представление об окружающем мире.
2. приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям,
искусству и спорту, используя богатые игровые ресурсы шахмат,.
3. стимулировать социально-личностное развитие ребенка и его
творческие способности.
Задачи программы:
1. вызвать у детей интерес к шахматам.
2. обучить детей основным приемам игры в шахматы.
3. развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
4. обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное
развитие.
5. расширять кругозор ребенка.
6. формировать познавательную активность.
7. развивать способность к самооценке и самоконтролю.
8. учить планировать свою игру и работу.
Знания и умения к концу учебного года.
Обучающиеся должны знать:
• шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали,
центр, фланги и др ..
• правильное название шахматных фигур и их ходы.
• название и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита.
• 3 стадии шахматной игры: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
• что такое шах, мат, пат.
• способы защиты от шаха
• правила разыгрывание дебюта
• простейшие тактические удары: вилка, связка, двойной шах,
вскрытый шах.
• приемы и способы матования одинокого короля
• правило квадрата и ключевых полей
• некоторые исторические сведения об истории возникновения и
развития шахмат.
• что такое «мельница» и цугцванг.
• сравнительную ценность фигур.
Обучающиеся должны уметь:
• хорошо ориентироваться на шахматной доске
• правильно делать рокировку
• играть фигурами без нарушения правил
• читать и записывать шахматную нотацию (до 1 О - 15 ходов)
• видеть тактические удары
• разыгрывать несколько дебютов
• решать простейшие задачи на мат и пат в 1 - 2 хода
• провести пешку на поле превращения
• взаимодействовать фигурами в игре
• ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей, мат двумя слонами,
с помощью пешек
• выполнять шахматные упражнения (типа «сходи конем в гости»,
«огонь», «объедение» и др.)
• рассчитывать варианты в уме
• планировать свои действия
• играть в «морской бой», в «овцу и волков», «шахматные поддавки».
К концу первого года обучения дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное
положение (начальная позиция), белые, черные, ход,
взятие,стоять под боем, взятие на проходе, рокировка
(длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами без нарушения правил шахматного
кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно
расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу второго года обучения дети должны знать:
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных
фигур;
ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
королем и ферзем, королем и ладьей.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,
ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит.
Ферзевый гамбит и др.).
правила игры в миттельшпиле;
основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их
взаимодействие;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить
простейшие комбинации;
Календарно-тематическое планирование по Шахматам 4 класс
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
1.
2-4.
Вводное занятие
Повторение пройденного материала
1
3
5-6.
Виды преимущества в шахматах.
2
Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь
против ферзя. Ферзь против ладьи
Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь
8.
против коня. Ладья против слона. Ладья против
коня
9-10. Основы эндшпиля. Матование двумя слонами.
Матование слоном и конем.
11-12. Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.
13-14. Пути поиска комбинации.
15-17. Шахматная комбинация. Матовые комбинации.
Тема отвлечения.
1
18-19. Шахматная комбинация. Матовые комбинации.
Тема завлечения.
20-21. Шахматная комбинация. Матовые комбинации.
Тема блокировки.
22-23. Шахматная комбинация. Матовые комбинации.
Тема связки.
24-25. Шахматная комбинация. Тема разрушения
королевского прикрытия.
26-27. Шахматная комбинация. Другие темы
комбинаций и сочетание тематических приемов.
28-29. Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Сочетание тактических
приемов.
30-31 Комбинации, ведущие к достижению ничьей.
Патовые комбинации.
32-34. Шахматная комбинация. Типичные комбинации в
дебюте.
2
7.
Итого: 34 часа.
1
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
3
дата