ГКОУ РД «Согратлинская средняя общеобразовательная школа Гунибского района»
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»
____________Толбоева А.М.
«31» _августа_2021г.
Лаварсланова Л.Г.
«31» _августа_2021г.
Рабочая программа
по предмету:
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Основное общее образование: 5 класс
(ФГОС)
В неделю – 1ч
Всего – 34ч.
Учитель: Абакарова Р.Ш
Категория; соответствие
2021-2022г
Аннотация к рабочей программе по ОДНК
Рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
основной школе, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
Программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Программой предмета к учебнику А. Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы
духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов
России». 5 класс./ автор-составитель К. А. Кочегаров.
Основная цель изучения предмета состоит в воспитании ответственного и мыслящего
гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях
многоконфессионального и полиэтнического российского общества.
Задачи:
- воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю России,
формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре народов российской
Федерации;
- овладение начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном
обществе;
- развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие умений и навыков сотрудничества с представителями инонациональных культур и
религий в разных социальных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета:
Предмет выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса,
обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.
В предмете четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и
традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие
духовную основу российской цивилизации.
Содержание предмета соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного
материала не превышают максимальное количество часов, выделенное на изучение предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание предмета
предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история,
обществознание и литература.
предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и
содержательно связан с предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4
класса, призванную познакомить обучающихся с основами духовно-нравственной культуры народов
России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении
обеспечивается за счет:
общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит
тема;
общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы,
раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами;
общей методической и дидактической направленности.
Содержание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» имеет
воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует
формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным
истокам российской цивилизации.
Материал носит поликультурный характер, отражает и многообразие и единство современного
мира, культур народов мира и России.
Место предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы
духовно – нравственной культуры народов России» 34 часа (1 ч. в неделю). Рабочая программа
составлена на 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета:
Предметные результаты –овладение целостными представлениями о том, как складывалась
культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно
богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре
и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные
ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой
вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
-умение различать основные религии народов России, описывать памятники культуры,
используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и
коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и
домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку
зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог;
работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и
познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности учащихся на то, что
отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или
религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям,
бережное отношение к своей родной культуре.
В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться
мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к
уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории
Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная
оценка собственного поведения и поведения товарищей.
Учащиеся 5 класса научатся:
- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность
конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции- как основы культурной
истории многонационального народа России;
- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
- осознавать ценности человеческой жизни.
Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:
- соотносить опыт
православной традиции и свой
собственный опыт; -делать
осознанный нравственный выбор;
-связывать мир духовной и социальной
жизни русского народа с миром русской природы;
- обнаруживать тесную связь духовной
жизни конкретного человека и жизни всего
человечества.
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций
3
Содержание учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Введение. Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси.
Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Илларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская
лавра.
«Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах—православный христианин. «Поучение»Мономаха и его христианский
нравственный идеал.
Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос
митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная
Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.
Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии
Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и
христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх
Никон.
4
Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения ЕкатеринойII. Сохранение
роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не
судите и не будете судимы».
Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его
духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм—
обязательное качество православного христианина.
Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь
в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь За
границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.
История Успенского собора – храма Нового Оскола.
Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители.
Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный
Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.
Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации
в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у
православных. Любовь к детям и почитание родителей.
Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых
Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.
Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство
булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение
в
Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах.
Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по
отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г.
Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.
Мусульманские ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении
межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
5
Дом и семья в исламе. Семья— домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери.
Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях
Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений.
Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и
Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.
Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского
духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание
семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской
общине. Милосердие — основная черта иудея.
Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама
— духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками.
Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган —
буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев —
выдающийся лидер российских буддистов.
Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном.
Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.
Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском
обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов
России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним
обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг.
Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия,
справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М., 2000.
Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.
Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.
Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.
Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1—4. М., 1998—2003**.
(Вып. 1—3 переизданы: М., 2006).
Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
Католическая энциклопедия. Т. 1—3. М., 2001—2006**.
Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982—2001. (Т. 1—7. М., 1996).
Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.
Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003*.
Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М., 1999*.
Православная энциклопедия. Т. 1—23. М., 2000—2010**.
Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002*.
Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.
Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993—1995.
Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002*.
НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ко всему курсу
Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999*.
Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006*.
Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.
Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.
Всеобщая история религий мира. М., 2006.
Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991—1993*.
Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006*.
Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.
Христианство
Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001*.
Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.
Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2007*.
Богданов А.П. Русские патриархи 1589—1700 гг.: в 2 т. М., 1999.
Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006*.
Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991*.
Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.
Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998*.
Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004*.
Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.
Годри И. Лютер. М., 2000.
Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997—1998.
Денисов Л.И. Житие преподобногои
богоносного отца нашего
Серафима, Саровского
М., 1998*.
Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.
Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001*.
Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника: в 5 т. М., 2003*.
Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М., 2002.
Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература ХVIII—ХХ вв. М., 2002.
чудотворца.
Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994*.
Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. М., 1994*.
Жития русских святых: в 2 т. М., 2003*.
Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели ХVII века. М., 1972.
Также в кн.: Жуков Д.А. Огнепальный. Новосибирск, 1988*.
Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год 1918-й. М., 1996.
Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006*.
Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.
Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007*.
Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997*.
Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.
Карсавин Л.П. Католичество. Страсти блаженной Анжелы. Томск, 1997.
Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992*.
Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002*.
Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000*.
Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.
Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.
Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.
История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994—1999 / Т. 1—7: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви;
Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700—1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви. 1917—1997;
Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988—1917. Жизнь и учение старцев.
Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.
Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.
Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998*.
Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.
Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.
Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ—ХVI вв. М., 2002.
Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 кн. М., 1993.
Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007*.
Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.
Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.
Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн. СПб., 2000*.
Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.
Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.
Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999*.
Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М., 1996.
Серафимо-Дивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.
Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.
Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998*.
Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.
Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.
Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.
Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006*.
Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред.
А.П. Лопухина: в 12 т. М., 1997—1998*.
Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700— 1917. М., 2003.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М., 1997*.
Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х — 1918 г.). М., 2002.
Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V—VIII вв. Минск, 2006*.
Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006.
Цыпин В., прот. История Русской православной церкви. 1700—2005. М., 2006.
Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. Париж, 1985*.
Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр. очерки. М., 1995.
Ислам
Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.
Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб.
Казань, 2001*.
Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.
Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.
Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2000.
Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.
Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.
Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.
Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996*.
Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.
Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т. М., 2002.
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.
Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.
Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII—XX вв.: очерк истории. М., 1999.
Хадисы Пророка / пер. и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.
Иудаизм
Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер. С.Г. Фруга. М., 2006*.
Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.
Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.
Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.
История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.
Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.
Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.
Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.
Мировоззрение талмудистов. М., 1994.
Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.
Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.
Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.
Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.
Буддизм
Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.
Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.
Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.
Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.
Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М., 2002.
Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.
Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.
Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов-на-Дону; Харьков, 2005.
Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.
Томас Э. Будда. М., 2003.
Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005.
Улиг Г. Будда. Ростов-на-Дону, 1998.
Эррикер К. Буддизм. М., 2003.
Рекомендуемые ресурсы Интернета
http://fcior.edu.ru/— федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/— цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ — сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.religion.historic.ru/ — история религии.
http://www.foma.ru/— о православии в России.
http://islam.ru/ — об исламе.
http://www.threeda.ru/ — об иудаизме.
http://www.buddhismofrussia.ru/ — о буддизме в России.
Календарно-тематическое планирование
№
темы
Тема
Кол-во
часов
Дата
п
1
2
3
Введение .
Православие в
Древней Руси.
Православие в
Московской Руси
1
1
Православие при
1
Царях и
императорах России
Характеристика учебной
деятельности учащихся
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
предметные
Дом. Задание
ф
Формирование историкогеографического образа России;
межконфессиональной
толерантности и, готовности к
сотрудничеству с людьми иных
этносов и культур. Актуализация и
формализация знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий «религия», «традиция»,
«традиционная религия».
Воспитание российской
Усвоение правил работы с Иметь
гражданской идентичности:
учебником.
представления об
патриотизма, уважения к
Совершенствование навыков основных событиях
Отечеству, прошлому и
целеполагания;
настоящему
формулирования
Крещения Руси и
многонационального народа
собственной точки зрения в утверждении
России Воспитание российской сотрудничестве с партнёрами христианства в
Знание основ культурного
по образовательному
нашей стране.
наследия своего народа;
процессу; адекватного
Характеризовать
Формирование
использования письменной и влияние Византии
устной речи для решения
на русскую
уважительного и
коммуникационных задач и религиозную
доброжелательного
отражения
культуру.
отношения к другому
человеку
Повт. Изучен.
В 4 кл. Чит.
учеб.
стр.5-10,
подг.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятия
«поучение». Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
Знание основ культурного
наследия своего народа;
Формирование
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку
Совершенствование
навыков целеполагания;
формулирования
собственной точки
зрения в
сотрудничестве с
партнёрами по
образовательному
процессу; адекватного
использования
письменной и устной
речи для решения
коммуникационных
задачи отражения
собственных мыслей;
Объяснять смысл
слова поучение.
Понимать и
принимать идеалы и
ценности,
заложенные в
«Поучении»
Владимира
Мономаха:
милосердие, любовь
к ближнему,
справедливость,
правдолюбие,
честность и др.
11-17 чит и
пер.
Ориентация в системе
моральных норм; владение
национальными
ценностями, традициями и
Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
Знать основные
события истории
православия во
времена
пересказ
18-24 чит и
пер
4
5
определений
понятий;«Патриарх всея
Руси»,«Синод». Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией своего
народа .Познавательное
чтение.
культурой.Формированиеце
лостногомировоззрения,соо
тветствующегосовременном
у уровню развития науки;
Развитие морального
сознания, формирование
нравственных чувств и
нравственного поведения.
1
Проверка знаний и навыков
Умение сопереживать
чувствам других, совершать
поступки, направленные на
помощь и обеспечение
благополучия. Воспитание
российской гражданской
идентичности, усвоение
традиционных ценностей
российского
многонационального народа
От советской России 1
до современности
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий:«Гонения на
Церковь»,«Русская
Православная Церковь
Заграницей».Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
.Развитие социальнокритического мышления,
ориентации в особенностях
социальных отношений и
взаимодействий; выражение
гражданского патриотизма
и любви к Родине;
признание ценности жизни
во всех ее
проявлениях.Формирование
целостногомировоззрения,с
оответствующегосовременн
ому уровню развития науки;
освоение социальных норм,
правил поведения с
учетомэтнокультурныхценн
остей;формированиецелостн
огомировоззрения,соответст
вующегодуховномумногооб
Тестирование.
историческими
событиями и их
отражением в
религиозной жизни
общества;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами; принятия
позиции«другого».
Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами
Российского
царства. Объяснять
смысл понятия
печалование. Иметь
представление о
патриотической
позиции церкви
вовремя Смутного
времени.
Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
историческими
событиями и их
отражением в
религиозной жизни
общества;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
Знать основные
события истории
православия XX –
начала XXI
в.Объяснять смысл
понятия гонения.
Иметь
представление о
духовной стойкости
православных во
времена гонений (на
примере епископа
Луки) и
патриотической
позиции Церкви в
годы Великой
Отечественной
войны.
.
Чит. учеб.
стр.18-20,
подг.
пересказ
Учеб.стр.
25-27
рассказ о
русских
патриархах
Ответить на
вопр. учеб.
стр.32
Познавательное чтение.
Просмотр с обсуждением
фрагментов фильма
В.Хотиненко «Поп».
6
Православие в
1
традициях русского
народа.
7
Дом и семья в
православии.
8
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.
разиюсовременного мира
с метафорами; принятия
позиции«другого».Форм
ирование адекватного
восприятия«экранной»
культуры.
Развитие морального сознания, установления причинноформирование
следственных связей
нравственных чувств и
между соблюдением
нравственного поведения
традиций, образом
Усвоение традиционных
жизни и восприятием
ценностей
нас со стороны
многонационального
«других»;
российского общества;
коммуникации с
«другими». Развитие
навыка участия и
организации ролевых
игр.
Объяснять понятия
крестины,
восприемники и
именины, приводить
примеры пословиц
и поговорок
религиозного
характера.
. Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий:
«Красный угол»,
«Домострой».
Уважительное отношение к
культурным традициям
своей страны и народа;
осознания значения семьи в
жизни человека и общества,
принятие ценностей
семейной жизни
Совершенствование
навыков целеполагания;
познавательного чтения;
освоения социальных
ролей и норм;
организации и участия в
ролевых играх;
Понимать значение
в жизни
православного
человека традиций,
связанных с домом
и семьей.
Контрольная работа 1
Проверка знаний и навыков,
связанных с освоением
блока тем «Православие в
традициях народов России»
Умение
оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами
Знания и навыки,
связанные с
освоением блока тем
«Православие в
традициях народов
России»
9
Древняя история
1
ислама на
территории России.
Формирование историкогеографического образа
России;
Умение сопереживать
чувствам других, совершать
поступки, направленные на
помощь и обеспечение
благополучия. Воспитание
российской гражданской
идентичности, усвоение
традиционных ценностей
российского
многонационального народа
Формирование целостного
мировоззрения,
Знать основные
события, связанные
с историей ислама
10
Ислам в
современной
России.
Фиксация информации в
различных знаковых
системах. Установление
причинно-следственных
связей; объяснение явлений,
процессов, связей; владение
Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
социальными
явлениями и их
1
1
Ориентация в особенностях
социальных отношений и
взаимодействий.
Формирование
уважительного и
доброжелательного
Иметь
представление о
современном этапе
развития
мусульманства в
нашей стране,
Сдел.
Записи в
тетр. По
учеб.стр.33
-35 Напис.
Соч.миниат.
«Как я
понимаю
верность
дружбе и
милосерди
е»
Подг.
сообщ. о
семейных
правосл.
Традициях,
нарисовать
иллюстрацию
Чит. учеб.
стр.45-52,
подг.
пересказ
Сост. план
ответа по
матер.
Учеб.стр..
56
11
Дом и семья в
исламе.
12
Контрольная работа 1
13
1
Наша Родина. С чего 1
начинается Родина
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Просмотр и обсуждение
фрагментов фильма
В.Хотиненко«Мусульманин»
отношения к другому
человеку, его культуре и
религии, Освоение
социальных норм, правил
поведения с учетом
этнокультурныхценностей;
формированиецелостногоми
ровоззрения,соответствующ
егодуховномумногообразию
современного мира
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий:«мусульманская
семья»,«честь рода».
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Фиксация информации в
различных знаковых
системах. Установление
причинно-следственных
связей; объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Проверка знаний и навыков,
связанных с освоением
блока тем«Ислам в истории
и культуре народов России»
Уважительное отношение к
культурным традициям
своей страны и народа;
умение формулировать
собственное мнение и
позицию; Умение выделять
главное (на примере
анализа восточных
притч).Осознания значения
семьи в жизни человека и
общества, принятие
ценностей семейной жизни,
уважительное и заботливое
отношение к членам своей
семьи
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
Знать, что значит для человека
и народа Родина Уметь
любить свою Родину, родной
край
Умение сопереживать
чувствам других, совершать
поступки, направленные на
помощь и обеспечение
благополучия. Воспитание
российской гражданской
идентичности, усвоение
традиционных ценностей
российского
многонационального народа
отражением в жизни
общества;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами; принятия
позиции«другого».
Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
социальными
явлениями и их
отражением в жизни
общества;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами
мусульманском
религиозном
образовании и
мусульманских
организациях.
Объяснять смысл
понятия имам.
Совершенствование
навыков целеполагания;
познавательного чтения;
освоения социальных
Понимать важность
своей родины
Понимать важность
для мусульманина
ценностей семьи,
уважения к
старшим,
милосердия.
Приводить примеры
почитания в
мусульманской
традиции
соответствующих
ценностей.
Чит. учеб.
стр.57-63,
подг.
пересказ
Знания и навыки,
связанные с
освоением блока
тем«Ислам в
истории и культуре
народов России»
Составить
план ответа.
14
Мой Дагестан. Земля 1
и соседи Дагестана
15
Народы Дагестана
1
16
Они прославили
Дагестан.
17
определений
понятий
Сформировать у учащихся ясное ,
полное представление об их
Родине- суверенной Республике
Дагестан
ролей и норм;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов.
Иметь
представление о
Дагестане.
Сформировать у учащихся ясное , Знать антропологические и
полное представление об их
языковые данные о
Родине. Народы Дагестана
происхождении народа
Совершенствование
навыков целеполагания;
познавательного чтения;
освоения социальных
ролей и норм;
Иметь
Составить
представление о народах рассказ
Дагестана.
1
Раскрыть учащимся славную
историю Дагестана,
представленную в именах
выдающихся его сыновей- учёных,
поэтов, мыслителей, деятелей
культуры.
Патриотизм и
дружба Дагестана
1
изучить духовное наследие поэтов, Уметь характеризовать
считая поэзию нашим бесценным патриотические качества
достоянием, гордостью народа
своего народа
18
К старшим- с
почтением, к
младшим- с
уважением
1
воспитывать уважение к старшим и как возникла норма общения.
младшим; повторить правила
вежливости;
19
Традиции
человечности
Дагестанского
джамаата
1
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий
Понимать, что
Подготовить
составляет славу и
конспект
гордость Дагестана.
Вклад Дагестанских
ученых, деятелей
культуры в науку,
искусство страны
-научить детей помогать
осмыслить богатство
Подготовить
друг другу, уважать и ценить темы дружбы народов в пересказ
отношение между людьми; дагестанской литературе
- воспитывать уважение к
людям разных
национальностей;
- вызвать интерес к истории
и культуре родной земли,
сформировать нравственные
чувства.
развивать стремление быть Понимать значение
Написать
внимательным к
в жизни страшего и
сочинение
окружающим людям.
младшего поколения
«Почему
нужно
уважать
старших»
Уметь определять, как
осмыслить богатство
Подготовить
переплетены духовная,
темы дружбы народов в ответ
материальная и
дагестанской литературе
художественная культуры
Привить желание к
художественнотворческой
деятельности и
Художественная
культура
Знать национальный состав.
Исторические сведения о
народах Дагестана . уметь
любить свой родной очаг .
Знать о происхождении
Воспитание доброты,
народов Дагестана, иметь
уважения к славному
представление о Дагестане как прошлому Дагестана.
о древней стране
Знать содержание и
направление самобытной и
нравственной культуре
народов Дагестана
Подготовить
пер.
20
Сочинение на тему: 1
«Моя семья.»
Семья и семейные
обязанности
человека
21
Народный кодекс
чести.
1
22
Имя украшает
человека.
1
«Добрые традиции
народов Дагестана»
23
Человек украшает
свое имя. Доброе
имя лучше
сокровищ.
24
Традиционные
1
праздники народов
1
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий:«мусульманская
семья»,«честь рода».
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Фиксация информации в
различных знаковых
системах. Установление
причинно-следственных
связей; объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий
Знать четкое представление о Совершенствование
нормах горской морали. Уметь: навыков установления
-уважать и старших и младших, причинно-следственных
оценивать того или иного
связей между
человека
социальными
явлениями и их
Уметь определять какое место отражением в жизни
человек занимает в обществе; общества;
быть человесным по
формулирования
отношению к родителям,
определений понятий;
близким людям
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
Знать о моральной кодексе, в
котором раскрыты правила и
нормы жизни адаты; Уметь
соблюдать моральные
предприсания
Привить интерес и любовь к
истории, культуре и традициям
своего народа и всего Дагестана.
Знать какую роль и место
имени в жизни человекатрадиции имя наречия
прикладному искусству;
Понимать важность
для мусульманина
ценностей семьи,
уважения к
старшим,
милосердия.
Приводить примеры
почитания в
мусульманской
традиции
соответствующих
ценностей
Подготовить
сочинение
«Семейные
традиции соей
семьи»
раскрыть учащимся
Найти в
содержание, смысл,
дагестанских
предназначение
преданиях или
этического кодекса
литературных
народа, который состоит произведения
из нравственных
х примеры,
традиций, требований, свидетельству
выработанных народом ющие о том,
в течение всего его
что герой чтит
исторического пути.
и соблюдает
кодекс чести.
Развить у детей интерес к
Воспитать уважение к Подготовить
культуре и традициям своего традициями обычаям
доклад на
народа; Познакомить с
разных народов
тему:
дагестанскими обычаями,
Дагестана.
«Добрые
обрядами и традициями
традиции
народов
Дагестана»
Знать : - что в Дагестане
высоко ценилось имя; уметь
определять важные
предостережения.
формировать ценностное
Знать традиции имя наречия , Раскрывать значение
показать насколько
отношение учащихся к своему
что лежит в основе женских и понятия «доброе имя
важно быть добрым
доброму имени, как показателю
мужских имен
человека»
человеком, воспитывать
человеческого достоинства.
развивать потребность
бережное и теплое
поддерживать своё доброе отношение не только к
имя, ценить свою
близким, но и ко всем
индивидуальность
окружающим людям.
Прививать младшему поколению Знать Культуру и традиции
Развить у детей интерес к
Познакомить с
культуру и традиции своего народа своего народа. Раскрыть
культуре и традициям своего дагестанскими
Составить
конспект
Подготовить
ответ
Дагестана.
25
Традиции дружбы и
солидарности
Контрольная работа 1
26
Они прославили
Дагестан
1
27
Появление и
развитие иудаизма
в России.
1
28
Иудаизм в России
1
и вовлекать школьников в
народное творчество.
значение праздников, трудовых народа; Познакомить с
торжеств
дагестанскими обычаями,
обрядами и традициями
обычаями, обрядами и
традициями;
Проверка знаний и навыков,
связанных с освоением блока
тем
Умение сопереживать
Умение оценивать
чувствам других, совершать
правильность
поступки направленные на
выполнения учебной
помощь и обеспечение
задачи; умение
благополучия. Воспитание
соотносить свои
российской гражданской
действия с
идентичности, усвоение
планируемыми
традиционных ценностей
результатами
российского
многонационального
народа
Воспитание доброты, уважения . Раскрыть учащимся
к славному прошлому
славную историю Дагестана
Дагестана
Знания и навыки,
связанные с
освоением блока
тем
Знать основные
События связанные с
Героями Дагестана
Доклад
«Герои
Дагестана»
Формирование целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
науки и общественной
практики. Формирование
ответственного отношения к
учению.
Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
историческими
событиями и их
отражением в
религиозной жизни
общества;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами; принятия
позиции«другого».
Знать основные
события, связанные
с историей иудаизма
в России с
древности до начала
XX века. Объяснять
понятия кагал, хедер
и иешива.
подг.
пересказ
учеб.стр.
64-67,
рассм.
иллюстр
Выражение гражданского
Совершенствование
Знать основные
Отв. На
Раскрыть учащимся славную
историю Дагестана,
представленную в именах
выдающихся его сыновей- учёных,
поэтов, мыслителей, деятелей
культуры.
Формирование историкогеографического образа
России;
межконфессиональной
толерантности, готовности к
сотрудничеству с людьми
иных этносов и культур.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий:«кагал»,
«хедер»,«иешива».
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Фиксация информации в
различных знаковых
системах. Установление
причинно-следственных
связей; объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий:
«Холокост», «Еврейский
антифашистский комитет»,
«Федерация еврейский
общин». Извлечение
информации из различных
знаковых систем.
патриотизма и любви к
Родине; признание
ценности жизни во всех ее
проявлениях. Освоение
социальных норм, правил
поведения с учетом
этнокультурных ценностей;
формирование целостного
мировоззрения,
соответствующего
духовному многообразию
навыков установления
причинно-следственных
связей между
историческими
событиями,
социальными
явлениями и их
отражением в жизни
общества.
события, связанные
с историей
иудаизма в СССР.
Осознавать масштаб
трагедии Холокоста
и значение
патриотической
позиции еврейского
народа в годы
Великой
Отечественной Войны
вопросы
учеб.
стр.71
Совершенствование
навыков целеполагания;
формулирования
собственной точки
зрения в
сотрудничестве с
партнёрами
пообразовательному
процессу; адекватного
использования
письменной и устной
речи для решения
коммуникационных
задач и отражения
собственных мыслей;
создания моделей и
схем; установления
причинно-следственных
связей; установления
родовидовых
отношений;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами. Развитие
навыков организации и
участия в ролевых играх.
Умение оценивать
Иметь
представление об
особенностях
иудейской культуры
подг.
сообщ. о
традициях
в
иудейской
семье
Знания и навыки,
сост.вопр.и
29
Иудаизм в культуре 1
и традициях
еврейского народа
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий:«законоучитель»,
«обряд
выкупапервенца».Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Моделирование ситуаций,
требующих адекватного
поведения (в гостях у
иудейской семьи).
Уважительное отношение к
культурным традициям
своей страны и народа;
ориентация в особенностях
социальных отношений.
Осознания значения семьи в
жизни человека и общества
30
Контрольная работа 1
Проверка знаний и навыков,
Умение сопереживать
связанных с освоением блока
тем «Иудаизм в истории и
культуре еврейского народа»
31
Появление и
1
развитие Буддизма в
России
Актуализация и формализация
знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий:
«гэлуг» (тибетский буддизм),
«лама», «Далай-лама».
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Фиксация информации в
различных знаковых
системах. Установление
причинно-следственных
связей; объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
32
Буддизм в России
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятия:
Всесоюзный съезд
буддистов. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
1
чувствам других, совершать
поступки направленные на
помощь и обеспечение
благополучия. Воспитание
российской гражданской
идентичности, усвоение
традиционных ценностей
российского
многонационального
народа
Формирование
целостногомировоззрения,
соответствующего
современному уровню
науки и общественной
практики; Развитие
морального сознания,
формирование
нравственных чувств и
нравственного поведения
Ориентация в особенностях
социальных отношений и
взаимодействий. Освоение
социальных норм, правил
поведения с учетом
этнокультурных ценностей;
формирование целостного
мировоззрения,
соответствующего
духовному многообразию
современного мира
правильность
выполнения учебной
задачи; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами
связанные с
освоением блока
тем «Иудаизм в
истории и культуре
еврейского народа»
Совершенствование навыков Знать основные
установления
события, связанные
причинно-следственных
с появлением
связей между
буддизма на
историческими
территории России.
событиями и их
Характеризовать
отражением в
особенности
религиозной жизни
тибетского
общества;
буддизма.
формулирования
Объяснять смысл
определений понятий;
понятий гэлуг, лама,
ознакомительного,
далай-лама
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами; принятия
позиции «другого».
Совершенствование
Иметь
навыков установления
представление о
причинно-следственных
патриотической
связей между
позиции российских
историческими
буддистов в годы
событиями,
Великой
социальными
Отечественной
явлениями и их
войны. Понимать
отражением в жизни
важность, связанных с
общества;
буддизмом ценностей
формулирования
патриотизма,
определений понятий;
проповедовавшихся
ознакомительного,
АгваномДоржиевым
изучающего,
идеалов добра и
усваивающего и
справедливости.
поискового чтения;
тесты по
теме
пересказ
по учеб.
стр.78-83
отв. на
вопросы
учеб.стр.87
своего народа.
Познавательное чтение.
Просмотр и обсуждение
фрагментов фильма
А.Неретниеце «Гадание на
бараньей лопатке»
33
Буддизм в культуре 1
и традициях
народов России.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий:«белый
месяц», «сор»,«праздник
тысячи лампад», «ладья
жизни»,«цам». Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией своего
народа. Познавательное
чтение. Моделирование
ситуаций, требующих
адекватного поведения (в
гостях у буддийской семьи).
Уважительное отношение к
культурным традициям
своей страны и народа;
умение формулировать
собственное мнение и
позицию. Осознание
значения семьи в жизни
человека и общества,
принятие ценностей
семейной жизни,
уважительное и заботливое
отношение к членам своей
семьи
34
Итоговый контроль. 1
Тестирование.
Проверка навыков и знаний
составляющих содержание
Предмета
Умение сопереживать
чувствам других, совершать
поступки, направленные на
помощь и обеспечение
благополучия. Воспитание
российской гражданской
идентичности, усвоение
традиционных ценностей
российского
многонационального народа
Формирование целостного
мировоззрения,
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами; принятия
позиции«другого».Форм
ирование адекватного
восприятия«экранной
культуры».
Совершенствование
навыков целеполагания;
формулирования
собственной точки
зрения в
сотрудничестве с
партнёрами по
образовательному
процессу; адекватного
использования
письменной и устной
речи для решения
коммуникационных
задач и отражения
собственных мыслей;
создания моделей и
схем; установления
причинно-следственных
связей; установления
родовидовых
отношений;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами
Иметь
представления о
буддийских
традициях народов
России, связанных с
домом и семьей.
Понимать важность
буддизма для
поддержания и
развития
национальных и
культурных
традиций народов
России. Объяснять
смысл понятия лама,
цам.
Знания и навыки,
связанные с
освоением блока
тем
Сост.
словарь
непонят.
Слов по
Пересказ с.
88-94
Приложение №1
Календарный план воспитательной работы для обучающихся ООО
Модуль «Школьный урок»
Воспитание свободного человека, обладающим высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью
в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер
своей жизнедеятельности, образ жизни .Воспитание гуманного человека,
осознающего высокую ценность человеческой жизни, обращенного к людям, доброго способного к состраданию, сопереживанию, милосердию, к бескорыстному оказанию
помощи конкретным людям, стремящегося к миру, добрососедству, взаимопониманию.
Тема урока
Класс
Дата проведения
Ответственные
Организация наставничества
Инициирование и поддержка исследовательской
деятельности
учащихся
в
рамках
исследовательских проектах
Вовлечение учащихся в олимпиады
День солидарности в борьбе с терроризмом
5класс
5-9класс
В течение года
В течение года
Учитель предметник
Учитель предметник
5-9класс
5-9класс
В течение года
1.09.2021г
Учитель предметник
Учитель предметник
Международный день толерантности
День материи России
Международный день инвалидов
5-9класс
5-9класс
5-9класс
16.11.2021г
26.11.2021г
3.12.2021г
Учитель предметник
Учитель предметник
Учитель предметник
День Российской науки
День защитника Отечества
Международный день семьи
5-9класс
5-9класс
5-9класс
8.02.2022г
23.02.2022г
15.05.2022г
Учитель предметник
Учитель предметник
Учитель предметник