РП ОДНК 5 класс

ГКОУ РД «Согратлинская средняя общеобразовательная школа Гунибского района»

СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»
____________Толбоева А.М.
«31» _августа_2021г.

Лаварсланова Л.Г.
«31» _августа_2021г.

Рабочая программа
по предмету:
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Основное общее образование: 5 класс
(ФГОС)

В неделю – 1ч
Всего – 34ч.
Учитель: Абакарова Р.Ш
Категория; соответствие

2021-2022г

Аннотация к рабочей программе по ОДНК
Рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
основной школе, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
Программа составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;

Программой предмета к учебнику А. Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы
духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов
России». 5 класс./ автор-составитель К. А. Кочегаров.
Основная цель изучения предмета состоит в воспитании ответственного и мыслящего
гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях
многоконфессионального и полиэтнического российского общества.
Задачи:
- воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю России,
формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре народов российской
Федерации;
- овладение начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном
обществе;
- развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие умений и навыков сотрудничества с представителями инонациональных культур и
религий в разных социальных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета:
Предмет выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса,
обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.
В предмете четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и
традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие
духовную основу российской цивилизации.
Содержание предмета соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного
материала не превышают максимальное количество часов, выделенное на изучение предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе. Содержание предмета
предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история,
обществознание и литература.
предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и
содержательно связан с предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4
класса, призванную познакомить обучающихся с основами духовно-нравственной культуры народов
России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении
обеспечивается за счет:

общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит
тема;

общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы,
раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами;

общей методической и дидактической направленности.
Содержание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» имеет
воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует

формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным
истокам российской цивилизации.
Материал носит поликультурный характер, отражает и многообразие и единство современного
мира, культур народов мира и России.
Место предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы
духовно – нравственной культуры народов России» 34 часа (1 ч. в неделю). Рабочая программа
составлена на 34 часа в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета:
Предметные результаты –овладение целостными представлениями о том, как складывалась
культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно
богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре
и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные
ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой
вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
-умение различать основные религии народов России, описывать памятники культуры,
используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и
коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и
домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку
зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог;
работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и
познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты – становление внутренней установки личности учащихся на то, что
отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или
религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям,
бережное отношение к своей родной культуре.
В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться
мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к
уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории
Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная
оценка собственного поведения и поведения товарищей.
Учащиеся 5 класса научатся:
- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность
конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции- как основы культурной
истории многонационального народа России;
- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
- осознавать ценности человеческой жизни.
Учащиеся 5 класса получат возможность научиться:
- соотносить опыт
православной традиции и свой
собственный опыт; -делать
осознанный нравственный выбор;
-связывать мир духовной и социальной
жизни русского народа с миром русской природы;
- обнаруживать тесную связь духовной
жизни конкретного человека и жизни всего
человечества.
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций

3

Содержание учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Введение. Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси.
Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Илларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская
лавра.
«Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах—православный христианин. «Поучение»Мономаха и его христианский
нравственный идеал.
Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос
митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная
Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.
Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии
Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и
христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх
Никон.
4

Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения ЕкатеринойII. Сохранение
роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не
судите и не будете судимы».
Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его
духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм—
обязательное качество православного христианина.
Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь
в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь За
границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.
История Успенского собора – храма Нового Оскола.
Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители.
Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный
Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.
Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации
в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у
православных. Любовь к детям и почитание родителей.
Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых
Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности.
Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство
булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение
в
Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах.
Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по
отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г.
Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.
Мусульманские ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении
межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
5

Дом и семья в исламе. Семья— домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери.
Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях
Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений.
Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и
Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.
Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского
духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание
семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской
общине. Милосердие — основная черта иудея.
Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама
— духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками.
Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган —
буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев —
выдающийся лидер российских буддистов.
Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном.
Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.
Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском
обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов
России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним
обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг.
Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия,
справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М., 2000.
Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.
Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.
Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.
Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1—4. М., 1998—2003**.
(Вып. 1—3 переизданы: М., 2006).
Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
Католическая энциклопедия. Т. 1—3. М., 2001—2006**.
Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982—2001. (Т. 1—7. М., 1996).
Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.
Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003*.
Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М., 1999*.
Православная энциклопедия. Т. 1—23. М., 2000—2010**.
Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002*.
Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.
Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993—1995.
Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002*.
НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ко всему курсу
Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999*.
Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006*.
Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.
Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.
Всеобщая история религий мира. М., 2006.
Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991—1993*.
Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006*.
Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.
Христианство
Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001*.

Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.
Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2007*.
Богданов А.П. Русские патриархи 1589—1700 гг.: в 2 т. М., 1999.
Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006*.
Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991*.
Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.
Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998*.
Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004*.
Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.
Годри И. Лютер. М., 2000.
Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997—1998.
Денисов Л.И. Житие преподобногои
богоносного отца нашего
Серафима, Саровского
М., 1998*.
Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.
Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001*.
Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника: в 5 т. М., 2003*.
Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М., 2002.
Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература ХVIII—ХХ вв. М., 2002.

чудотворца.

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994*.
Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. М., 1994*.
Жития русских святых: в 2 т. М., 2003*.
Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели ХVII века. М., 1972.
Также в кн.: Жуков Д.А. Огнепальный. Новосибирск, 1988*.
Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год 1918-й. М., 1996.
Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006*.
Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.
Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007*.
Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997*.
Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.
Карсавин Л.П. Католичество. Страсти блаженной Анжелы. Томск, 1997.
Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992*.
Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002*.
Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000*.
Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.
Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.
Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.
История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994—1999 / Т. 1—7: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви;

Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700—1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви. 1917—1997;
Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988—1917. Жизнь и учение старцев.
Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.
Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.
Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998*.
Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.
Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.
Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ—ХVI вв. М., 2002.
Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 кн. М., 1993.
Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007*.
Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.
Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.
Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн. СПб., 2000*.
Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.
Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.
Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999*.
Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М., 1996.
Серафимо-Дивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.
Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.
Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998*.
Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.
Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.
Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.
Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006*.
Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред.
А.П. Лопухина: в 12 т. М., 1997—1998*.
Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700— 1917. М., 2003.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М., 1997*.
Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х — 1918 г.). М., 2002.
Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V—VIII вв. Минск, 2006*.
Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006.
Цыпин В., прот. История Русской православной церкви. 1700—2005. М., 2006.
Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. Париж, 1985*.
Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр. очерки. М., 1995.
Ислам
Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.
Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб.
Казань, 2001*.
Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.

Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.
Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2000.
Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.
Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.
Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.
Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996*.
Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.
Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т. М., 2002.
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.
Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.
Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII—XX вв.: очерк истории. М., 1999.
Хадисы Пророка / пер. и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.
Иудаизм
Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер. С.Г. Фруга. М., 2006*.
Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.
Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.
Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.
История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.
Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.
Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.
Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.
Мировоззрение талмудистов. М., 1994.
Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.
Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.
Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.
Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.
Буддизм
Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.
Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.
Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.
Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.
Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М., 2002.
Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.

Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.
Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов-на-Дону; Харьков, 2005.
Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.
Томас Э. Будда. М., 2003.
Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005.
Улиг Г. Будда. Ростов-на-Дону, 1998.
Эррикер К. Буддизм. М., 2003.
Рекомендуемые ресурсы Интернета
http://fcior.edu.ru/— федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/— цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ — сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.religion.historic.ru/ — история религии.
http://www.foma.ru/— о православии в России.
http://islam.ru/ — об исламе.
http://www.threeda.ru/ — об иудаизме.
http://www.buddhismofrussia.ru/ — о буддизме в России.

Календарно-тематическое планирование
№
темы

Тема

Кол-во
часов

Дата
п

1

2

3

Введение .
Православие в
Древней Руси.

Православие в
Московской Руси

1

1

Православие при
1
Царях и
императорах России

Характеристика учебной
деятельности учащихся

Планируемые результаты
Личностные

Метапредметные

предметные

Дом. Задание

ф
Формирование историкогеографического образа России;
межконфессиональной
толерантности и, готовности к
сотрудничеству с людьми иных
этносов и культур. Актуализация и
формализация знаний учащихся о
социальных явлениях.
Формулирование определений
понятий «религия», «традиция»,
«традиционная религия».

Воспитание российской
Усвоение правил работы с Иметь
гражданской идентичности:
учебником.
представления об
патриотизма, уважения к
Совершенствование навыков основных событиях
Отечеству, прошлому и
целеполагания;
настоящему
формулирования
Крещения Руси и
многонационального народа
собственной точки зрения в утверждении
России Воспитание российской сотрудничестве с партнёрами христианства в
Знание основ культурного
по образовательному
нашей стране.
наследия своего народа;
процессу; адекватного
Характеризовать
Формирование
использования письменной и влияние Византии
устной речи для решения
на русскую
уважительного и
коммуникационных задач и религиозную
доброжелательного
отражения
культуру.
отношения к другому
человеку

Повт. Изучен.
В 4 кл. Чит.
учеб.
стр.5-10,
подг.

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятия
«поучение». Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование

Знание основ культурного
наследия своего народа;
Формирование
уважительного и
доброжелательного
отношения к другому
человеку

Совершенствование
навыков целеполагания;
формулирования
собственной точки
зрения в
сотрудничестве с
партнёрами по
образовательному
процессу; адекватного
использования
письменной и устной
речи для решения
коммуникационных
задачи отражения
собственных мыслей;

Объяснять смысл
слова поучение.
Понимать и
принимать идеалы и
ценности,
заложенные в
«Поучении»
Владимира
Мономаха:
милосердие, любовь
к ближнему,
справедливость,
правдолюбие,
честность и др.

11-17 чит и
пер.

Ориентация в системе
моральных норм; владение
национальными
ценностями, традициями и

Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между

Знать основные
события истории
православия во
времена

пересказ

18-24 чит и
пер

4

5

определений
понятий;«Патриарх всея
Руси»,«Синод». Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией своего
народа .Познавательное
чтение.

культурой.Формированиеце
лостногомировоззрения,соо
тветствующегосовременном
у уровню развития науки;
Развитие морального
сознания, формирование
нравственных чувств и
нравственного поведения.

1

Проверка знаний и навыков

Умение сопереживать
чувствам других, совершать
поступки, направленные на
помощь и обеспечение
благополучия. Воспитание
российской гражданской
идентичности, усвоение
традиционных ценностей
российского
многонационального народа

От советской России 1
до современности

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий:«Гонения на
Церковь»,«Русская
Православная Церковь
Заграницей».Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.

.Развитие социальнокритического мышления,
ориентации в особенностях
социальных отношений и
взаимодействий; выражение
гражданского патриотизма
и любви к Родине;
признание ценности жизни
во всех ее
проявлениях.Формирование
целостногомировоззрения,с
оответствующегосовременн
ому уровню развития науки;
освоение социальных норм,
правил поведения с
учетомэтнокультурныхценн
остей;формированиецелостн
огомировоззрения,соответст
вующегодуховномумногооб

Тестирование.

историческими
событиями и их
отражением в
религиозной жизни
общества;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами; принятия
позиции«другого».
Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами

Российского
царства. Объяснять
смысл понятия
печалование. Иметь
представление о
патриотической
позиции церкви
вовремя Смутного
времени.

Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
историческими
событиями и их
отражением в
религиозной жизни
общества;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы

Знать основные
события истории
православия XX –
начала XXI
в.Объяснять смысл
понятия гонения.
Иметь
представление о
духовной стойкости
православных во
времена гонений (на
примере епископа
Луки) и
патриотической
позиции Церкви в
годы Великой
Отечественной
войны.
.

Чит. учеб.
стр.18-20,
подг.
пересказ

Учеб.стр.
25-27
рассказ о
русских
патриархах
Ответить на
вопр. учеб.
стр.32

Познавательное чтение.
Просмотр с обсуждением
фрагментов фильма
В.Хотиненко «Поп».
6

Православие в
1
традициях русского
народа.

7

Дом и семья в
православии.

8

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях.

разиюсовременного мира

с метафорами; принятия
позиции«другого».Форм
ирование адекватного
восприятия«экранной»
культуры.
Развитие морального сознания, установления причинноформирование
следственных связей
нравственных чувств и
между соблюдением
нравственного поведения
традиций, образом
Усвоение традиционных
жизни и восприятием
ценностей
нас со стороны
многонационального
«других»;
российского общества;
коммуникации с
«другими». Развитие
навыка участия и
организации ролевых
игр.

Объяснять понятия
крестины,
восприемники и
именины, приводить
примеры пословиц
и поговорок
религиозного
характера.

. Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий:
«Красный угол»,
«Домострой».

Уважительное отношение к
культурным традициям
своей страны и народа;
осознания значения семьи в
жизни человека и общества,
принятие ценностей
семейной жизни

Совершенствование
навыков целеполагания;
познавательного чтения;
освоения социальных
ролей и норм;
организации и участия в
ролевых играх;

Понимать значение
в жизни
православного
человека традиций,
связанных с домом
и семьей.

Контрольная работа 1

Проверка знаний и навыков,
связанных с освоением
блока тем «Православие в
традициях народов России»

Умение
оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами

Знания и навыки,
связанные с
освоением блока тем
«Православие в
традициях народов
России»

9

Древняя история
1
ислама на
территории России.

Формирование историкогеографического образа
России;

Умение сопереживать
чувствам других, совершать
поступки, направленные на
помощь и обеспечение
благополучия. Воспитание
российской гражданской
идентичности, усвоение
традиционных ценностей
российского
многонационального народа
Формирование целостного
мировоззрения,

Знать основные
события, связанные
с историей ислама

10

Ислам в
современной
России.

Фиксация информации в
различных знаковых
системах. Установление
причинно-следственных
связей; объяснение явлений,
процессов, связей; владение

Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
социальными
явлениями и их

1

1

Ориентация в особенностях
социальных отношений и
взаимодействий.
Формирование
уважительного и
доброжелательного

Иметь
представление о
современном этапе
развития
мусульманства в
нашей стране,

Сдел.
Записи в
тетр. По
учеб.стр.33
-35 Напис.
Соч.миниат.
«Как я
понимаю
верность
дружбе и
милосерди
е»
Подг.
сообщ. о
семейных
правосл.
Традициях,
нарисовать
иллюстрацию

Чит. учеб.
стр.45-52,
подг.
пересказ
Сост. план
ответа по
матер.
Учеб.стр..
56

11

Дом и семья в
исламе.

12

Контрольная работа 1

13

1

Наша Родина. С чего 1
начинается Родина

культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Просмотр и обсуждение
фрагментов фильма
В.Хотиненко«Мусульманин»

отношения к другому
человеку, его культуре и
религии, Освоение
социальных норм, правил
поведения с учетом
этнокультурныхценностей;
формированиецелостногоми
ровоззрения,соответствующ
егодуховномумногообразию
современного мира

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий:«мусульманская
семья»,«честь рода».
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Фиксация информации в
различных знаковых
системах. Установление
причинно-следственных
связей; объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Проверка знаний и навыков,
связанных с освоением
блока тем«Ислам в истории
и культуре народов России»

Уважительное отношение к
культурным традициям
своей страны и народа;
умение формулировать
собственное мнение и
позицию; Умение выделять
главное (на примере
анализа восточных
притч).Осознания значения
семьи в жизни человека и
общества, принятие
ценностей семейной жизни,
уважительное и заботливое
отношение к членам своей
семьи

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование

Знать, что значит для человека
и народа Родина Уметь
любить свою Родину, родной
край

Умение сопереживать
чувствам других, совершать
поступки, направленные на
помощь и обеспечение
благополучия. Воспитание
российской гражданской
идентичности, усвоение
традиционных ценностей
российского
многонационального народа

отражением в жизни
общества;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами; принятия
позиции«другого».
Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
социальными
явлениями и их
отражением в жизни
общества;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами

мусульманском
религиозном
образовании и
мусульманских
организациях.
Объяснять смысл
понятия имам.

Совершенствование
навыков целеполагания;
познавательного чтения;
освоения социальных

Понимать важность
своей родины

Понимать важность
для мусульманина
ценностей семьи,
уважения к
старшим,
милосердия.
Приводить примеры
почитания в
мусульманской
традиции
соответствующих
ценностей.

Чит. учеб.
стр.57-63,
подг.
пересказ

Знания и навыки,
связанные с
освоением блока
тем«Ислам в
истории и культуре
народов России»

Составить
план ответа.

14

Мой Дагестан. Земля 1
и соседи Дагестана

15

Народы Дагестана

1

16

Они прославили
Дагестан.

17

определений
понятий
Сформировать у учащихся ясное ,
полное представление об их
Родине- суверенной Республике
Дагестан

ролей и норм;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов.

Иметь
представление о
Дагестане.

Сформировать у учащихся ясное , Знать антропологические и
полное представление об их
языковые данные о
Родине. Народы Дагестана
происхождении народа

Совершенствование
навыков целеполагания;
познавательного чтения;
освоения социальных
ролей и норм;

Иметь
Составить
представление о народах рассказ
Дагестана.

1

Раскрыть учащимся славную
историю Дагестана,
представленную в именах
выдающихся его сыновей- учёных,
поэтов, мыслителей, деятелей
культуры.

Патриотизм и
дружба Дагестана

1

изучить духовное наследие поэтов, Уметь характеризовать
считая поэзию нашим бесценным патриотические качества
достоянием, гордостью народа
своего народа

18

К старшим- с
почтением, к
младшим- с
уважением

1

воспитывать уважение к старшим и как возникла норма общения.
младшим; повторить правила
вежливости;

19

Традиции
человечности
Дагестанского
джамаата

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий

Понимать, что
Подготовить
составляет славу и
конспект
гордость Дагестана.
Вклад Дагестанских
ученых, деятелей
культуры в науку,
искусство страны
-научить детей помогать
осмыслить богатство
Подготовить
друг другу, уважать и ценить темы дружбы народов в пересказ
отношение между людьми; дагестанской литературе
- воспитывать уважение к
людям разных
национальностей;
- вызвать интерес к истории
и культуре родной земли,
сформировать нравственные
чувства.
развивать стремление быть Понимать значение
Написать
внимательным к
в жизни страшего и
сочинение
окружающим людям.
младшего поколения
«Почему
нужно
уважать
старших»
Уметь определять, как
осмыслить богатство
Подготовить
переплетены духовная,
темы дружбы народов в ответ
материальная и
дагестанской литературе
художественная культуры
Привить желание к
художественнотворческой
деятельности и

Художественная
культура

Знать национальный состав.
Исторические сведения о
народах Дагестана . уметь
любить свой родной очаг .

Знать о происхождении
Воспитание доброты,
народов Дагестана, иметь
уважения к славному
представление о Дагестане как прошлому Дагестана.
о древней стране

Знать содержание и
направление самобытной и
нравственной культуре
народов Дагестана

Подготовить
пер.

20

Сочинение на тему: 1
«Моя семья.»
Семья и семейные
обязанности
человека

21

Народный кодекс
чести.

1

22

Имя украшает
человека.

1

«Добрые традиции
народов Дагестана»

23

Человек украшает
свое имя. Доброе
имя лучше
сокровищ.

24

Традиционные
1
праздники народов

1

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий:«мусульманская
семья»,«честь рода».
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Фиксация информации в
различных знаковых
системах. Установление
причинно-следственных
связей; объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий

Знать четкое представление о Совершенствование
нормах горской морали. Уметь: навыков установления
-уважать и старших и младших, причинно-следственных
оценивать того или иного
связей между
человека
социальными
явлениями и их
Уметь определять какое место отражением в жизни
человек занимает в обществе; общества;
быть человесным по
формулирования
отношению к родителям,
определений понятий;
близким людям
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
Знать о моральной кодексе, в
котором раскрыты правила и
нормы жизни адаты; Уметь
соблюдать моральные
предприсания

Привить интерес и любовь к
истории, культуре и традициям
своего народа и всего Дагестана.

Знать какую роль и место
имени в жизни человекатрадиции имя наречия

прикладному искусству;
Понимать важность
для мусульманина
ценностей семьи,
уважения к
старшим,
милосердия.
Приводить примеры
почитания в
мусульманской
традиции
соответствующих
ценностей

Подготовить
сочинение
«Семейные
традиции соей
семьи»

раскрыть учащимся
Найти в
содержание, смысл,
дагестанских
предназначение
преданиях или
этического кодекса
литературных
народа, который состоит произведения
из нравственных
х примеры,
традиций, требований, свидетельству
выработанных народом ющие о том,
в течение всего его
что герой чтит
исторического пути.
и соблюдает
кодекс чести.
Развить у детей интерес к
Воспитать уважение к Подготовить
культуре и традициям своего традициями обычаям
доклад на
народа; Познакомить с
разных народов
тему:
дагестанскими обычаями,
Дагестана.
«Добрые
обрядами и традициями
традиции
народов
Дагестана»

Знать : - что в Дагестане
высоко ценилось имя; уметь
определять важные
предостережения.
формировать ценностное
Знать традиции имя наречия , Раскрывать значение
показать насколько
отношение учащихся к своему
что лежит в основе женских и понятия «доброе имя
важно быть добрым
доброму имени, как показателю
мужских имен
человека»
человеком, воспитывать
человеческого достоинства.
развивать потребность
бережное и теплое
поддерживать своё доброе отношение не только к
имя, ценить свою
близким, но и ко всем
индивидуальность
окружающим людям.
Прививать младшему поколению Знать Культуру и традиции
Развить у детей интерес к
Познакомить с
культуру и традиции своего народа своего народа. Раскрыть
культуре и традициям своего дагестанскими

Составить
конспект

Подготовить
ответ

Дагестана.

25

Традиции дружбы и
солидарности
Контрольная работа 1

26

Они прославили
Дагестан

1

27

Появление и
развитие иудаизма
в России.

1

28

Иудаизм в России

1

и вовлекать школьников в
народное творчество.

значение праздников, трудовых народа; Познакомить с
торжеств
дагестанскими обычаями,
обрядами и традициями

обычаями, обрядами и
традициями;

Проверка знаний и навыков,
связанных с освоением блока
тем

Умение сопереживать
Умение оценивать
чувствам других, совершать
правильность
поступки направленные на
выполнения учебной
помощь и обеспечение
задачи; умение
благополучия. Воспитание
соотносить свои
российской гражданской
действия с
идентичности, усвоение
планируемыми
традиционных ценностей
результатами
российского
многонационального
народа
Воспитание доброты, уважения . Раскрыть учащимся
к славному прошлому
славную историю Дагестана
Дагестана

Знания и навыки,
связанные с
освоением блока
тем

Знать основные
События связанные с
Героями Дагестана

Доклад
«Герои
Дагестана»

Формирование целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
науки и общественной
практики. Формирование
ответственного отношения к
учению.

Совершенствование
навыков установления
причинно-следственных
связей между
историческими
событиями и их
отражением в
религиозной жизни
общества;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами; принятия
позиции«другого».

Знать основные
события, связанные
с историей иудаизма
в России с
древности до начала
XX века. Объяснять
понятия кагал, хедер
и иешива.

подг.
пересказ
учеб.стр.
64-67,
рассм.
иллюстр

Выражение гражданского

Совершенствование

Знать основные

Отв. На

Раскрыть учащимся славную
историю Дагестана,
представленную в именах
выдающихся его сыновей- учёных,
поэтов, мыслителей, деятелей
культуры.
Формирование историкогеографического образа
России;
межконфессиональной
толерантности, готовности к
сотрудничеству с людьми
иных этносов и культур.
Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий:«кагал»,
«хедер»,«иешива».
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Фиксация информации в
различных знаковых
системах. Установление
причинно-следственных
связей; объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Актуализация и

формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий:
«Холокост», «Еврейский
антифашистский комитет»,
«Федерация еврейский
общин». Извлечение
информации из различных
знаковых систем.

патриотизма и любви к
Родине; признание
ценности жизни во всех ее
проявлениях. Освоение
социальных норм, правил
поведения с учетом
этнокультурных ценностей;
формирование целостного
мировоззрения,
соответствующего
духовному многообразию

навыков установления
причинно-следственных
связей между
историческими
событиями,
социальными
явлениями и их
отражением в жизни
общества.

события, связанные
с историей
иудаизма в СССР.
Осознавать масштаб
трагедии Холокоста
и значение
патриотической
позиции еврейского
народа в годы
Великой
Отечественной Войны

вопросы
учеб.
стр.71

Совершенствование
навыков целеполагания;
формулирования
собственной точки
зрения в
сотрудничестве с
партнёрами
пообразовательному
процессу; адекватного
использования
письменной и устной
речи для решения
коммуникационных
задач и отражения
собственных мыслей;
создания моделей и
схем; установления
причинно-следственных
связей; установления
родовидовых
отношений;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами. Развитие
навыков организации и
участия в ролевых играх.
Умение оценивать

Иметь
представление об
особенностях
иудейской культуры

подг.
сообщ. о
традициях
в
иудейской
семье

Знания и навыки,

сост.вопр.и

29

Иудаизм в культуре 1
и традициях
еврейского народа

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений
понятий:«законоучитель»,
«обряд
выкупапервенца».Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.
Моделирование ситуаций,
требующих адекватного
поведения (в гостях у
иудейской семьи).

Уважительное отношение к
культурным традициям
своей страны и народа;
ориентация в особенностях
социальных отношений.
Осознания значения семьи в
жизни человека и общества

30

Контрольная работа 1

Проверка знаний и навыков,

Умение сопереживать

связанных с освоением блока
тем «Иудаизм в истории и
культуре еврейского народа»

31

Появление и
1
развитие Буддизма в
России

Актуализация и формализация
знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий:
«гэлуг» (тибетский буддизм),
«лама», «Далай-лама».
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Фиксация информации в
различных знаковых
системах. Установление
причинно-следственных
связей; объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией
своего народа.
Познавательное чтение.

32

Буддизм в России

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятия:
Всесоюзный съезд
буддистов. Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией

1

чувствам других, совершать
поступки направленные на
помощь и обеспечение
благополучия. Воспитание
российской гражданской
идентичности, усвоение
традиционных ценностей
российского
многонационального
народа
Формирование
целостногомировоззрения,
соответствующего
современному уровню
науки и общественной
практики; Развитие
морального сознания,
формирование
нравственных чувств и
нравственного поведения

Ориентация в особенностях
социальных отношений и
взаимодействий. Освоение
социальных норм, правил
поведения с учетом
этнокультурных ценностей;
формирование целостного
мировоззрения,
соответствующего
духовному многообразию
современного мира

правильность
выполнения учебной
задачи; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами

связанные с
освоением блока
тем «Иудаизм в
истории и культуре
еврейского народа»

Совершенствование навыков Знать основные
установления
события, связанные
причинно-следственных
с появлением
связей между
буддизма на
историческими
территории России.
событиями и их
Характеризовать
отражением в
особенности
религиозной жизни
тибетского
общества;
буддизма.
формулирования
Объяснять смысл
определений понятий;
понятий гэлуг, лама,
ознакомительного,
далай-лама
изучающего,
усваивающего и
поискового чтения;
структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами; принятия
позиции «другого».
Совершенствование
Иметь
навыков установления
представление о
причинно-следственных
патриотической
связей между
позиции российских
историческими
буддистов в годы
событиями,
Великой
социальными
Отечественной
явлениями и их
войны. Понимать
отражением в жизни
важность, связанных с
общества;
буддизмом ценностей
формулирования
патриотизма,
определений понятий;
проповедовавшихся
ознакомительного,
АгваномДоржиевым
изучающего,
идеалов добра и
усваивающего и
справедливости.
поискового чтения;

тесты по
теме

пересказ
по учеб.
стр.78-83

отв. на
вопросы
учеб.стр.87

своего народа.
Познавательное чтение.
Просмотр и обсуждение
фрагментов фильма
А.Неретниеце «Гадание на
бараньей лопатке»

33

Буддизм в культуре 1
и традициях
народов России.

Актуализация и
формализация знаний
учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий:«белый
месяц», «сор»,«праздник
тысячи лампад», «ладья
жизни»,«цам». Извлечение
информации из различных
знаковых систем. Фиксация
информации в различных
знаковых системах.
Установление причинноследственных связей;
объяснение явлений,
процессов, связей; владение
культурной традицией своего
народа. Познавательное
чтение. Моделирование
ситуаций, требующих
адекватного поведения (в
гостях у буддийской семьи).

Уважительное отношение к
культурным традициям
своей страны и народа;
умение формулировать
собственное мнение и
позицию. Осознание
значения семьи в жизни
человека и общества,
принятие ценностей
семейной жизни,
уважительное и заботливое
отношение к членам своей
семьи

34

Итоговый контроль. 1
Тестирование.

Проверка навыков и знаний
составляющих содержание
Предмета

Умение сопереживать
чувствам других, совершать
поступки, направленные на
помощь и обеспечение
благополучия. Воспитание
российской гражданской
идентичности, усвоение
традиционных ценностей
российского
многонационального народа
Формирование целостного
мировоззрения,

структурирования
текстов; выделения
главного и
второстепенного; работы
с метафорами; принятия
позиции«другого».Форм
ирование адекватного
восприятия«экранной
культуры».
Совершенствование
навыков целеполагания;
формулирования
собственной точки
зрения в
сотрудничестве с
партнёрами по
образовательному
процессу; адекватного
использования
письменной и устной
речи для решения
коммуникационных
задач и отражения
собственных мыслей;
создания моделей и
схем; установления
причинно-следственных
связей; установления
родовидовых
отношений;
формулирования
определений понятий;
ознакомительного,
Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи; умение
соотносить свои
действия с
планируемыми
результатами

Иметь
представления о
буддийских
традициях народов
России, связанных с
домом и семьей.
Понимать важность
буддизма для
поддержания и
развития
национальных и
культурных
традиций народов
России. Объяснять
смысл понятия лама,
цам.

Знания и навыки,
связанные с
освоением блока
тем

Сост.
словарь
непонят.
Слов по
Пересказ с.
88-94

Приложение №1
Календарный план воспитательной работы для обучающихся ООО
Модуль «Школьный урок»
Воспитание свободного человека, обладающим высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью
в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер
своей жизнедеятельности, образ жизни .Воспитание гуманного человека,
осознающего высокую ценность человеческой жизни, обращенного к людям, доброго способного к состраданию, сопереживанию, милосердию, к бескорыстному оказанию
помощи конкретным людям, стремящегося к миру, добрососедству, взаимопониманию.
Тема урока

Класс

Дата проведения

Ответственные

Организация наставничества
Инициирование и поддержка исследовательской
деятельности
учащихся
в
рамках
исследовательских проектах
Вовлечение учащихся в олимпиады
День солидарности в борьбе с терроризмом

5класс
5-9класс

В течение года
В течение года

Учитель предметник
Учитель предметник

5-9класс
5-9класс

В течение года
1.09.2021г

Учитель предметник
Учитель предметник

Международный день толерантности
День материи России
Международный день инвалидов

5-9класс
5-9класс
5-9класс

16.11.2021г
26.11.2021г
3.12.2021г

Учитель предметник
Учитель предметник
Учитель предметник

День Российской науки
День защитника Отечества
Международный день семьи

5-9класс
5-9класс
5-9класс

8.02.2022г
23.02.2022г
15.05.2022г

Учитель предметник
Учитель предметник
Учитель предметник


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(963) 417-55-77

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».