РП ИЗО 6 класс

ГКОУ РД «Согратлинская средняя общеобразовательная школа Гунибского района»

СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора по УВР
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»
Лаварсланова Л.Г.
«31» _августа_2021г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГКОУ РД«Согратлинская СОШ»
____________Толбоева А.М.
«31» _августа_2021г.

Рабочая программа
по изобразительному искусству
6 класс
2021-2022 учебный год

Учитель: Абакарова Р.Ш
Категория: соответствие

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) для 6 класса составлена на
основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования,
утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
2.
Программы общеобразовательных
учреждений.
Изобразительное искусство и
художественный труд. 1-9 классы. Составитель Б.М. Неменский. 2008.;
3.
Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год"
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный
способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной
художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и
зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие
личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира,
воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в
обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном
выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить
свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих
способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и
искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед
школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов
мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному
искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне.
Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как
средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к
миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при
прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений,
животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в
искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой
(геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов),
информатикой (компьютерная графика).
Актуальность программы в ом, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные
представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Целями уроков изобразительного искусства являются: формирование у детей целостного,
гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие
интереса к природе и потребности в общении с искусством: формирование
духовных начал
личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного(изобразительного) искусства, нравственных и эстетических и
эстетических чувств, любви к родной природе своему народу, многонациональной культуре.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства является:
 воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре
и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение
нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений;
 развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и
фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира
природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую
действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
 освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна;
 овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком
графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на
возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои
представления об окружающем мире;
 развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
 опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
 индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью
обучающихся;
 процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко
реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор),
внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
 проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в
отношения человека и природы;
 активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач
развития.
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными
формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению); развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного
и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоциональноэстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия
произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и
дизайна;
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности
воспринимать его исторические и национальные особенности.

Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству
составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане
образовательных учреждений общего образования. Предмет «Изобразительное искусство»
изучается 6 классе – 34 часа
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в
себя:

учебник:
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: Для
общеобразоват. Учреждений – М.: Просвещение, 2013.
- дополнительные пособия для учителя:

- Понамарев, А.М. Школа изобразительного искусства/ А. М. Понамарев. – М.: Просвещение,
1998;
- Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе/ Л.Б. Рылова. – Ижевск, 1998;
- Колокольников, В.В. Рисование в педагогическом училище/ В.В. Колокольников. – М.:
Просвещение, 1965;
- Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе/ Н.Н.
Ростовцев. – М.: Агар, 1998;
- Фомина, Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы/ Н.Н. Фомина.
– М.: Просвещение, 1995;

дополнительные пособия для учащихся:
- Дорожкин, Ю.Г. Хохломская роспись/ Ю.Г. Дорожкин. – М.: Мозайский, 1999.
- Жегалова, С.И. Росписи хохломы/ С.И. Жегалова. – М.: Детская литература, 1991.
- Вачьянц, А.М. «Звучащее безмолвие» или Основы искусствознания/ А.М. Вачьянц. – М.:
ТОО «Издательский и книготорговый центр А3», 1997.
- Вачьянц, А.М. Западноевропейское Средневековье/ А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического
обеспечения учебного процесса, который
включает ПК, электронную энциклопедию,
медиатеку и т.п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью
компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по
изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые
они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образователь-ной, творческой деятельности;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей
учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего
мира;
развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения
мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
компьютерная графика, мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты
По окончании основной школы учащиеся должны:

6 класс:

знать о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни
человека;

знать о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь
представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения
мира в разные эпохи;













знатьо взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в
искусстве, ее претворении в художественный образ;
знатьосновные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных
этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
знатьряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и
натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
знатьособенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знатьосновные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве:
линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами,
обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила
построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной
перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и
по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа
разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и
целостной картины мира, присущей произведению искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 КЛАСС

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

17
18

19

ТЕМА ЗАНЯТИЯ
1 четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного
языка
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Рисунок – основа изобразительного творчества
Линия и ее выразительные возможности
Пятно как средство выражения.
Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа.
Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа.
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре
Основы языка изображения
2 четверть. Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение предметного мира – натюрморт. Самостоятельная работа.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике. Творческая работа.
Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Самостоятельная работа.
3 четверть. Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека – главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее пропорции
Изображение головы человека в пространстве. Творческая работа.

КОЛ - ВО

9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Портрет в скульптуре
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Портрет в живописи. Творческая работа.
Роль цвета в портрете
Великие портретисты
4 четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве. Тест.
Изображение пространства
Правила линейной и воздушной перспективы. Самостоятельная работа.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства
Самостоятельная работа. Морской пейзаж
Пейзаж – настроения. Природа и художник
Городской пейзаж. Самостоятельная работа.
Выразительные возможности изобразительного искусства

1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
34

ВСЕГО:
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 6 класс
I четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного мышления – 7 часов
1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств - 1час
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их
деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и
разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
2. Рисунок — основа изобразительного творчества - 1час
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида
пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
3. Линия и ее выразительные возможности - 1час
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного
изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа.
Роль ритма в создании образа.
Линейные графические рисунки известных художников.
4. Пятно как средство выражения -1 час
5. Композиция как ритм пятен. Самостоятельная работа - 1час
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция
листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
6. Цвет. Основы цветоведения. Творческая работа - 1час
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

7. Цвет в произведениях живописи - 1час
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое
смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи.
Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть,
нежность и т. д.
8. Объемные изображения в скульптуре - 1час
9. Основы языка изображения -1час
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим
пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл,
дерево и др.— и их выразительные свойства.
IIчетверть. Мир наших вещей. Натюрморт -7 часов
10. Реальность и фантазия в творчестве художника – 1 час
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира.
Изображение
как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в
изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.
Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила
изображения в изобразительном искусстве.
11. Изображение предметного мира — натюрморт. Самостоятельная работа – 1 час
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают
изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в
живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие
свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в
XX веке.
12. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира – 1 час
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы
простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства
выразительности. Выразительность формы.
13. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива – 1 час
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного
изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.
Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
14. Освещение. Свет и тень – 1 час
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных
возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в
картине.
15. Натюрморт в графике. Творческая работа – 1 час
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм
пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение
художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и
инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
16. Цвет в натюрморте.Выразительные возможности натюрморта – 1час
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета
(локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм
цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории
искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
IIIчетверть.Вглядываясь в человека. Портрет -10часов
17. Образ человека — главная тема искусства – 1 час
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета.
Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи
Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема
сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего
мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
18. Конструкция головы человека и ее пропорции – 1 час
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части.
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа,
расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
19. Изображение головы человека в пространстве. Творческая работа – 1 час
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение
головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.
Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности
конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
20. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека – 1 час
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного
искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете.
Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе.
Линия и пятно. Выразительность графического материала.
21. Портрет в скульптуре – 1 час
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории
искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и
образ эпохи в скульптурном портрете.
22. Сатирические образы человека – 1 час
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение
образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
23. Образные возможности освещения в портрете – 1 час
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее
восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
24. Портрет в живописи. Творческая работа – 1 час
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в

живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом
портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
25. Роль цвета в портрете – 1 час
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение
настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
26. Великие портретисты – 1 час
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее
художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
IVчетверть.Человек и пространство в изобразительном искусстве – 8 часов
27. Жанры в изобразительном искусстве. Тест – 1 час
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения
мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический
жанры.
28. Изображение пространства – 1 час
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство
выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в
искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в
пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины.
Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие
правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как
изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный
смысл.
29. Правила линейной и воздушной перспективы. Самостоятельная работа – 1 час
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка
зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения.
Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения
контрастности.
30. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства – 1 час
31. Самостоятельная работа. Морской пейзаж – 1час
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний
китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация
перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его
образный смысл.
32. Пейзаж-настроение. Природа и художник – 1 час
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок
окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе.
Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в
пейзаже-настроении.
33. Городской пейзаж. Самостоятельная работа – 1 час
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные
наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений
34. Выразительные возможности изобразительного искусства.
35. Язык и смысл – 1 час
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни
людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения
изобразительного искусства.
36. Резервный урок. Выставка работ -1 час
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
6 класс, 2021/2022 учебный год
Первая учебная четверть «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» - 9 часов
№

Дата

ур

проведения

план

1

2

Тема урока

Планируемы результаты обучения

факт

Освоение предметных знаний

Изобразительное
искусство
в
семье
пластических искусств.

Терминологическая
работа
«Изобразительное искусство и
его виды»

Рисунок
–
основа
изобразительного
творчества.

Виды графики, графические
художественные материалы
и их значение в создании
художественного
образа.
Выразительные возможности
графических материалов при
работе с натуры (карандаш,
фломастер)

Виды деятельности
учащихся, форма
работы

Домашнее
задание

Универсальные учебные действия (УДД)

Предметные:
Личностные: осознают свои интересы ,
формируют навык сотрудничества со
взрослыми и сверстниками.

Личностные: проявлять эстетические
чувства в процессе рассматривания
картин;
анализировать
выполнение
работы.
Регулятивные: применять установленные
правила в решении задачи.
Познавательные:
осваивать
навыки
декоративного обобщения в процессе
выполнения практической творческой
работы;использовать
общие
приемы
решения задачи.

Фронтальная работа Ответить
–
рассматривание вопросы
репродукций

на

Фронтальная работа Образец
–
рассматривание рисунка
репродукций, картин.
травянистых
растений или
Индивидуальная
веточек
работа –зарисовки с
натуры
отдельных
растений или веточек
(колоски,
ковыль,
зонтичные растения
и др.) с использованием графических
материал

Коммуникативные:
проявлять
активность для решения познавательных
задач.
3

Линия
и
выразительные
возможности.

ее

Основы
языка
изобразительного искусства: ритм.
Значение ритма и характера
линий
в
создании
художественного образа. Язык

Личностные: обсуждать и анализировать
собственную
художественную
деятельность.

Фронтальная работа
–
рассматривание
репродукций, картин.

Регулятивные: применять установленные

Индивидуальная

Плакаты с
изображением
материалов
для рисования

4

Пятно
как
выражения.

средство

5

Композиция как ритм
пятен. Самостоятельная
работа

графики (характер и ритм
линий),
выразительные
возможности
материала
(карандаш,
уголь)
в
собственной художественной
деятельности с натуры

правила в решении задачи.

Основы
языка
изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном
искусстве.
Выразительные
средства графики (тон, линия,
ритм, пятно)

работа –выполнение
линейных
рисунков
трав,
которые
колышет ветер

и приемов
техники
рисунка

Личностные: обсуждать и анализировать
собственную
художественную
деятельность.

Фронтальная работа
–
рассматривание
репродукций, картин.

Репродукции
картин

Регулятивные: применять установленные
правила в решении задачи.

Индивидуальная
работа –изображение
природы в разных
состояниях (буря,
гроза, шторм,
туман, серый дождь,
солнечный день).

Познавательные: использовать
приемы решения задачи.

общие

Коммуникативные:
проявлять
активность для решения познавательных
задач

Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации;
определять общую цель и пути ее
достижения.
Коммуникативные:
проявлять
активность для решения познавательных
задач
6

Цвет.
Основа
цветоведения.
Творческая работа

Основные характеристики и
свойства цвета. Цветовые
растяжки

Личностные: обсуждать и анализировать
собственную
художественную
деятельность.
Регулятивные: применять установленные
правила в решении задачи; сравнивать,
сопоставлять образы и мотивы в вышивке
у разных народов; находить в них черты
национального разнообразия.
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации;
определять общую цель и пути ее
достижения; осознавать и объяснять
мудрость устройства традиционной жилой
среды.
Коммуникативные:

проявлять

Фронтальная работа Таблицы
–
рассматривание «Цветовой
репродукций.
круг»
Индивидуальная
работа –фантазийное
изображение сказочных
царств
ограниченной палитрой и
с
показом
вариативных
возможностей цвета

активность для решения познавательных
задач
7

Цвет в произведениях
живописи.

8

Объёмные изображения в
скульптуре.

«Колорит» и его роль в созда- Личностные: проявлять эстетические
нии художественного образа. чувства при рассмотрении народных
Механическое
смешение праздничных костюмов; анализировать
работы.
цветов
Регулятивные: принимать и сохранять
учебную задачу; планировать действие в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
использовать
выразительные
возможности
и
особенности работы с различными
художественными
материалами
при
создании творческой работы.

Фронтальная работа Репродукции
–
рассматривание картин
репродукций.
Художественн
Индивидуальная
ые материалы.
работа –изображение
Репродукции
осеннего букета с
разным настроением: скульптур из
радостный, грустный, разных видов
торжественный, тихий материалов

Коммуникативные: уметь обсуждать и
анализировать
собственную
художественную деятельность и работу
одноклассников с позиции творческих
задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Основа
изображения.

9

языка

Обобщение материала: виды Личностные: сотрудничать с товарищами
изобразительного искусства, в процессе совместной деятельности,
виды
графики, анализировать работы.
художественные материалы и
Регулятивные: применять установленные
их
выразительные правила в решении задачи.
возможности, художественное
творчество и художественное Познавательные: осуществлять поиск и
восприятие,
зрительские выделение необходимой информации;
определять общую цель и пути ее
умения
достижения.

Фронтальная работа Репродукции
–
рассматривание картин
репродукций, картин.

Коммуникативные: проявлять активность
для решения познавательных задач

Вторая учебная четверть «Связь времен в народном искусстве» – 7 часов
№
ур.

Дата

Тема урока

Планируемы результаты обучения

Виды деятельности
учащихся, форма
работы

Домашнее
задание

проведения
план

10

факт

Освоение предметных знаний

Реальность и фантазия в
творчестве художника

Выразительные средства
правила изображения

Универсальные учебные действия (УДД)

и

Личностные:становлениеобучающимисяс
вязи между целью учебной деятельности и
ее мотивом; доброжелательность и
эмоционально-нравственная отзывчивость.
Взгляд на мир через призму искусства.
Регулятивные: применять установленные
правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации;
определять общую цель и пути ее
достижения.

Фронтальная работа–
беседа,
рассматривание
репродукций.
Индивидуальная
работа–Выполнение
рисунка на тему «Этот
фантастический мир»

Открытки,
вырезки из
журналов,
газет с
изображением
натюрмортов

Коммуникативные:
проявлять
активность для решения познавательных
задач
11

12

Изображение
предметного
мира
–
натюрморт.
Самостоятельная работа.

Многообразие
форм
изображения мира вещей в
истории искусства

Личностные: уважительное отношение к
народной культуре, готовность беречь и
продолжать
традиции
народного
творчества. Эстетические потребности.

Понятие
формы.
Многообразие
форм
окружающего мира

Правила
объемного
изображения геометрических
тел

Регулятивные: адекватно воспринимать
предложения учителей, товарищей по
исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: ориентироваться
разнообразии способов решения задач.

в

Фронтальная
работа –
Индивидуальная
работа–Работа над
натюрмортом
из
плоских изображений
знакомых предметов
с
акцентом
на
композицию, ритм.

Написать
сообщение по
теме
урока
(четверти)
Подобрать
изображения
природных
форм и форм,
созданных
человеком

Коммуникативные: задавать вопросы;
обращаться за помощью
к одноклассникам, учителю
13

Изображение объема на
плоскости и линейная
перспектива

Перспектива
как
способ
изображения на плоскости
предметов в пространстве

Личностные: уважительное отношение к
народной культуре, готовность беречь и
продолжать
традиции
народного
творчества. Эстетические потребности.

Фронтальная работа
–
беседа,
рассматривание

Подобрать
произведения
изобразительного искусст-

14

Освещение. Свет и тень.

«Освещение» как средство
выявления объема предмета

Регулятивные: адекватно воспринимать

репродукций.

предложения учителей, товарищей по
исправлению допущенных ошибок.

Индивидуальная
работаЗарисовки
конструкции из нескольких
геометрических
тел.

Познавательные: ориентироваться
разнообразии способов решения задач.

в

Коммуникативные: задавать вопросы;
обращаться за помощью
к одноклассникам, учителю
15

Натюрморт в графике.
Творческая работа.

Цвет в живописи, богатство Личностные: уважительное отношение к Фронтальная работа
его
выразительных культуре, готовность беречь и продолжать – беседа,
традиции
народного
творчества. рассматривание
возможностей
Эстетические потребности.
репродукций.
Регулятивные: адекватно воспринимать
Индивидуальная
предложения учителей,
работа -Изображение
товарищей по исправлению допущенных геометрических тел
ошибок.
из гипса или бумаги
Познавательные: ориентироваться в с боковым
разнообразии способов решения задач.
освещением
Коммуникативные: задавать вопросы;
обращаться за помощью
к одноклассникам, учителю

16

Цвет
в
натюрморте.
Выразительные
возможности
натюрморта.
Самостоятельная работа.

Предметный
мир
в
изобразительном искусстве и
выражение переживаний и
мыслей художника

Личностные: уважительное отношение к
народной культуре, готовность беречь и
продолжать
традиции
народного
творчества. Эстетические потребности.
Регулятивные: вносить необходимые
дополнения и изменения в действия.
Познавательные: подвести под понятие
на основе распознавания объектов,
выделять существенные признаки.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию

Фронтальная работа
– беседа,
рассматривание
репродукций.
Индивидуальная
работа-Выполнение
натюрморта в какомлибо
из
эмоциональных
состояний
(грусть,
таинственность,
праздничность)

ва, контрастные
между
собой по языку изображения
Продолжить
писать
сообщение по
теме
урока
(четверти)

Продолжить
писать
сообщение по
теме урока
(четверти)

Третья учебная четверть «Декор – человек, общество, время» – 10 часов
№
ур.

Дата

Тема урока

Планируемы результаты обучения

Виды деятельности
учащихся, форма
работы

Домашнее
задание

проведения

план

17

факт

Освоение предметных знаний

Образ человека – главная
тема искусства

Изображение
человека
искусстве разных эпох

Универсальные учебные действия (УДД)

в Личностные: уважительное отношение к Фронтальная работа
беседа,
культуре, готовность беречь и продолжать –
традиции
народного
творчества. рассматривание
репродукций.
Эстетические потребности.
Регулятивные: адекватно воспринимать Индивидуальная
предложения учителей, товарищей по работа-Портрет как
образ определённого
исправлению допущенных ошибок.
реального человека.
Познавательные: осуществлять поиск и История
развития
выделение необходимой информации; жанра. Изображение
определять общую цель и пути ее человека в искусстве
достижения.
разных эпох

Подобрать
картинкииллюстрации
с
изображением
различных
образов
человека

Коммуникативные: обсуждать
и анализировать работы одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его
выражения
18

Конструкция
головы
человека и ее пропорции

Конструкция
головы
человека,
пропорции
человеческого лица

Личностные: уважительное отношение к
народной культуре, готовность беречь и
продолжать
традиции
народного
творчества. Эстетические потребности.

Фронтальная работа
–
беседа,
рассматривание
репродукций.

Регулятивные: использовать речь для
регуляции своего действия.

Индивидуальная
работа-Работа над
изображением головы человека с соотнесенными поразному деталями
лица

Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации;
определять общую цель и пути ее
достижения.
Коммуникативные: задавать вопросы;

Подготовить
сообщение о
мимике

обращаться за помощью
к одноклассникам, учителю
19

20

21

Изображение
головы
человека в пространстве.
Творческая работа.

Графический портретный
рисунок
и
выразительность образа
человека

Портрет в скульптуре

Фронтальная работа
–
беседа,
рассматривание
репродукций, картин.

Соотношение
лицевой
и
черепной
части
головы,
соотношение головы и шеи.

Техника рисования головы
человека; поворот или ракурс
головы

Личностные: уважительное отношение к
народной культуре, готовность беречь и
продолжать
традиции
народного
творчества. Эстетические потребности.
Регулятивные: адекватно воспринимать
предложения учителей, товарищей по
исправлению допущенных ошибок.

История
портрета
в
скульптуре,
выразительные
возможностями скульптуры

Познавательные: осуществлять поиск и
выделение необходимой информации;
определять общую цель и пути ее
достижения.
Коммуникативные: обсуждать
и анализировать работы одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его
выражения

22

23

Сатирические
человека

Индивидуальная
работа-Объемное
конструктивное
изображение головы
Индивидуальная
работа-Выполнение
рисунка (наброска) с
натуры друга или
одноклассника
в
технике
силуэта
(профиль).

Иллюстрации
с
изображением
великих
портретистов
Сбор материала на тему
«Художникипортретисты и
их произведения»

Индивидуальная
работа-Работа
над
изображением
в
скульптурном
портрете выбранного
литературного героя с
ярко
выраженным
характером
(Баба
Яга,
Кощей
Бессмертный, Домовой и
т. д.)

образы

Образные возможности
освещения в портрете

Индивидуальная
работа-Изображение
сатирических образов
литературных героев
Образ
человека
различном освещении.

при Личностные: уважительное отношение к
народной культуре, готовность беречь и
продолжать
традиции
народного

Фронтальная
работа – беседа,
рассматривание

Подобрать репродукции
(фото)
с

24

25

Портрет в живописи.
Творческая работа.

Роль цвета в портрете

творчества. Эстетические потребности.
Изобразительновыразительные
средства,
Регулятивные: использовать речь для
позволяющие раскрыть образ регуляции своего действия.
более точно, индивидуально
Познавательные: составлять план
Особенности внешнего вида,
и последовательность действий.
характера в портрете
Коммуникативные: обсуждать
и анализировать работы одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его
выражения.

репродукций.
Индивидуальная
работа-Наблюдение
натуры и наброски
(пятном) головы в
различном
освещении
Индивидуальная
работаАналитические
зарисовки
композиций
портретов известных
художников

изображением
человека
в
различном
освещении
Продолжение
работы над
Проектом
Принести
зеркало
Завершение
работы
над
проектом

Индивидуальная
работа-Работа над
созданием
автопортрета
или
портрета
близкого
человека
26

Великие портретисты

Виды
и
жанры
изобразительного искусства

Личностные: уважительное отношение к
народной культуре, готовность беречь и
продолжать
традиции
народного
творчества. Эстетические потребности.

Фронтальная работа
–
беседа,
рассматривание
репродукций.

Регулятивные: адекватно воспринимать
предложения учителей, товарищей по
исправлению допущенных ошибок.

Индивидуальная
работа-

Познавательные: выделять и обобщенно
фиксировать
группы
существенных
признаков объектов; узнавать, называть и
определять
объекты
и
явления
окружающей действительности.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию

Сообщение на
тему:
«Великие
портретисты»

Четвертая учебная четверть «Декоративное искусство в современном мире» - 8 часов
№
ур.

Дата

Тема урока

Планируемы результаты обучения

Виды деятельности
учащихся, форма
работы

Домашнее
задание

проведения

план

27

факт

Освоение предметных знаний

Жанры
изобразительном
искусстве.

в

Жанры
изобразительного
искусства;
предметы
изображения картины мира в
изобразительном искусстве и
его видением в разные эпохи

Универсальные учебные действия (УДД)

Личностные: готовность беречь и
продолжать традиции народного
творчества.
Регулятивные: использовать речь для
регуляции своего действия; устанавливать
соответствие полученного результата
поставленной цели.
Познавательные: преобразовывать
познавательную задачу в практическую.
Коммуникативные: обсуждать
и анализировать работы одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его
выражения; участвовать в диалоге,
связанном с выявлением отличий
современного декоративного искусства
отнародного традиционного.

Фронтальная работа
–
беседа,
рассматривание
репродукций.
Индивидуальная
работаПроиллюстрировать в
словаре
раздел
«Жанры
в
изобразительном
искусстве»

Подготовить
сообщение о
жанре
искусства
живописи

28

Изображение
пространства

Виды
перспективы
в
изобразительном искусстве.

Фронтальная работа
–
беседа,
рассматривание
репродукций.

Личностные: самооценка работы.
Навыки сотрудничества

29

Правила линейной и
воздушной перспективы.
Самостоятельная работа.

Регулятивные:
устанавливать
соответствие полученного результата
Перспектива как учение о поставленной цели.
способах передачи глубины Познавательные:
контролировать
и
пространства в искусстве.
оценивать
процесс
и
результат
деятельности.
Коммуникативные:
активность
в
деятельности;обсуждать

проявлять
коллективной

и анализировать работы одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его
выражения
30

31

Пейзаж – большой мир.
Организация
изображаемого
пространства
Самостоятельная работа.
Морской пейзаж

Пейзаж как самостоятельный
жанр в искусстве

Индивидуальная
работаПроиллюстрировать в
словаре
разделы
«особенности
изображения
пространства
в
искусстве
Древнего
Египта и Древней
Греции»,
«Виды
перспектив»
Индивидуальная
работа- Изображение
уходящей вдаль аллеи
с соблюдением правил
линейной
и
воздушной
перспективы

Индивидуальная
работа-Работа
над
изображением
большого эпического
пейзажа «Дорога в
большой мир», «Путь
реки»

Иллюстрации
с
изображением
древнегреческ
ой вазописи
Иллюстрации
с
изображением
линейной и
воздушной
перспективы
Иллюстрации
с
изображением
пейзажей

32

Пейзаж – настроения.
Природа и художник

Самооценка
Изображение образа города в Личностные:
Навыки сотрудничества.
живописи

работы.

Регулятивные: адекватно воспринимать
предложения учителей, товарищей по
исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: контролировать и
оценивать
процесс
и
результат
деятельности.
Коммуникативные:
активность
в
деятельности;обсуждать

проявлять
коллективной

и анализировать работы одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его
выражения

33

Городской пейзаж.
Самостоятельная работа.

34

Выразительные
возможности
изобразительного
искусства

Фронтальная работа
–
беседа,
рассматривание
репродукций.

Биография
великих
художниковпейзажистов

Индивидуальная
работа-Создание
пейзажа-настрония –
работа
по
представлению
и
памяти
с
предварительным
выбором
яркого
личного впечатления
от
состояния
в
природе.

Подготовка к
КВН (составить кроссворд для команды сопернико

Индивидуальная
работа-Работа над
графической композицией «Мой город»
Повторительно-обобщающий
урок

Личностные:
Самооценка
Навыки сотрудничества

работы.

Регулятивные: адекватно воспринимать
предложения учителей, товарищей по
исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
контролировать
и
оценивать
процесс
и
результат
деятельности.
Коммуникативные:
активность
в

проявлять
коллективной

Фронтальная работа
–
беседа,
рассматривание
репродукций.
Обобщение материала
учебного года

в)

деятельности;обсуждать
и анализировать работы одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его
выражения

Приложение №1

Календарный план воспитательной работы для обучающихся ООО
Модуль «Школьный урок»
Воспитание духовного человека, имеющего развитие потребности в познании и самопознании, рефлексии, в поиске смысла жизни, идеала, в обращении
с искусством в автономии внутреннего мира, приобщении к ценностям мировой цивилизации и национальной культуры; воспитание творческого
человека, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового,
способного к жизнетворчеству
Тема урока

Класс

Дата проведения

5класс

В течение года

Учитель предметник

5-9класс

В течение года

Учитель предметник

Вовлечение учащихся в олимпиады

5-9класс

В течение года

Учитель предметник

День солидарности в борьбе с терроризмом

5-9класс

1.09.2021г

Учитель предметник

Международный день толерантности

5-9класс

16.11.2021г

Учитель предметник

День материи России

5-9 класс

26.11.2021г

Учитель предметник

Международный день инвалидов

5-9 класс

3.12.2021г

Учитель предметник

Организация наставничества
Инициирование и поддержка исследовательской
учащихся в рамках исследовательских проектах

деятельности

Ответственные

День Российской науки

5-9 класс

8.02.2022г

Учитель предметник

День защитника Отечества

5-9 класс

23.02.2022г

Учитель предметник

Международный день семьи

5-9 класс

15.05.2022г

Учитель предметник


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(963) 417-55-77

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».